Мои любимые книги

Возникновение философии: социальные, политические, гносеологические предпосылки

(ГНОСЕОЛОГИЯ-(греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции ‘субъект — объект’. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г., а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики, как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции ‘сенсуализм — рационализм’, а, затем, и ‘эмпиризм — рационализм’ (17—18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой трансцендентально-критической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с ‘изолированным субъектом’. Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены либо принимать формально-онтологические допущения и принципы (‘врожденные идеи’ Декарта, ‘априорные формы’ Канта), либо генерализовать категорию ‘самосознание’, придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций ‘самосознающего’ и ‘изолированного’ субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность (‘практика’), культурная норма (‘парадигма’), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология (см. также Наука).)

Вопрос возникновения философии связанное со становлением мировоззрения, его развитием и степенями зрелости. Известно, что еще в седую давность человек начал осмысливать свои действия относительно природы и других людей, видела различие между миром существующим и желательным. Люди не хотели голодать, умирать, поэтому и действовали, чтобы выжить. Вырабатывали программы таких действий, которые бы содействовали их выживанию, приближению существующего мира к желательному. И не все из этих действий были эффективными, не все велели к успеху. Поэтому человек начал приписывать природе определенные черты, создавать программы, которые бы предотвратили гнев природы, вызвали ее доброжелательное отношение к себе. В результате возникшая мифология.

Мифический тип мировоззрения основывался на олицетворении и одушевлении сил природы, приписывании им человеческих черт. Он отображал и закреплял опыт людей первоначального общества. В мифологии не было четкого размежевания человека и среды, естественной и сверхъестественного, мыслей и эмоций. Это было недеферренцированное, целостное миропонимание. Будучи ориентированной на преодоление фундаментальных разногласий человеческого существования, мифология содействовала гармонизации индивида, общества и природы, объясняла связь между прошлым, современным и будущим; формировала коллективные представления социальных сообществ об определенной системе ценностей, норм поведения; обеспечивала духовное единство поколений, эмоционально-волевое жизнеспособность людей. В ее недрах зародились элементы морали, религии, философии, искусства, науки.

Религия как тип мировоззрения вырастает из мифологии и сохраняет ее в себе как свой собственный элемент. Основой мифологии и религии есть олицетворения, уподобление внешнего мира человеку, перенесение у него человеческих свойств. Отличие религии от мифологии состоит не в том, что миф признает господство природы над человеком ( в мифологическом сознании природа еще не отделена от человека), а религия признает господство Бога. Природа — это реальность, а Бог — продукт людской воображения. Реальное господство природы и социальных процессов над людьми, отбиваясь в их коллективном сознании, порождает представление о господстве богов и над природой, и над человеком. К тому же самое представление о богах, а тем более о едином Боге, сравнительно позднего происхождения. Религия возникает именно тогда, когда в сознании людей сверхъестественное начинает отделяться от естественного, то есть когда происходит раздвоения мира на естественный и сверхъестественный (на ранних степенях эволюции мифологического мировоззрения такого раздвоения еще не было).

Лишь с появлением представлений о богах как сверхъестественных существ, которые имеют признаки личности, — творцов и властителей мира — формируется и система действий, призванных влиять на богов, устанавливать с ними "практические" отношения. На месте первоначальных магических культов (а определенной мерой переосмысливая их) возникают характерные для религии хвалебные культы. Об этих последних можно сказать, что религия рекомендует молиться. Молитва — это перенесения на богов (Бога) тех отношений, которые сложились в человеческом обществе после распада первобытнообщинного порядка.

И на смену мифическим, религиозным, расплывчатым представлением должны были прийти сухие и точные понятия, которые могли бы показать, как одно явление возникает из другого, порождает его.

С них появлением в форме натурфилософии появился материализм. Причиной возникновения натурфилософии было то, что природоведение тогда еще не было выделено в отдельную область, природа мысленно не была расчлененная. Однако зарождался новый образ мышления, согласно которому философия объясняла то, как одно явление вытекало из другого, одно знание — из другого. Мысль углублялась в сущность. Появилось теоретическое мышление.

Перед человечеством появилась триединая задача:

•        постигнуть и воспринять мир таким, которым он есть;

•        познать человека (ее внутренний мир) такой, которой она есть;

•        определить место человека в мире и на этой основе сформировать ее цели и задача.

Решение первого задачи послужило причиной появления естественных наук ( внутри философии). Решение второго — к появления общественных наук. Решение третьего — к определению основной цели человека, обоснование ее идеалов, оценок, практической и теоретической деятельности. Последний блок вопросов принадлежал и принадлежит философии. Сюда же зачисляют еще и проблемы методологии и др.

Уже в рабовладельческом обществе четко очертилась тенденция, согласно которой предмет воспринимали таким, которым он есть, без всяких россказней. В XVII ст. появилась тенденция, согласно которой стремились "разложить предметы по полочкам" (создавалась "застывшая" картина мира). Однако существовала и противоположная тенденция, формировался диалектический метод исследования. С его помощью человеческая мысль внедрялась "вглубь" предмета. Вещь рассматривалась в ее отношениях и развитии, из разных сторон и граней. Совершенствовался его аппарат: формировались научные и философские категории. В пределах философии как " науки наук" параллельно с философскими возникали и развивались научные знания. Они были единой формой теоретического постижения действительности, двигались от эмпирического до теоретического уровня.

 

Философия возникла в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология и религия. Ее возникновение было обусловлено тем, что по мере осознания человеком своего отношения к миру и к себе, мифологических и религиозных представлений о мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека. Возникла потребность в формировании мировоззренческих ориентиров, основанных на исследовании реальной действительности, при помощи которых человек смог бы определять свое отношение к окружающей действительности и к себе. Эта потребность была обусловлена и тем, что рациональное сознание, выраженное в логической понятийной форме, было связано с проникновением человека в познание сущности предметов и явлений, что позволяло перейти от познания явлений к познанию сущности.
Первой формой мировоззрения явилась мифология. Однако в мифологии осознание человеком своего отношения к действительности формировалось на уровне чувственно-образного мышления. В этих условиях познание человеком окружающего мира ограничивалось, в основном, фиксацией чувственно воспринимаемых связей и отношений между предметами, явлениями, процессами. Это обусловлено тем, что становление, формирование человеческого сознания начиналось на основе накопленного практического жизненного опыта. Если вначале человек имел дело с конкретными предметами и явлениями, то с развитием и усложнением процесса производства, он вынужден был переходить от знания отдельных предметов, к знанию их свойств, а затем, и к выделению общих свойств для многих предметов. Наряду с этим шел процесс усложнения взаимоотношений между самими людьми, шел процесс формирования системы общественных отношений. Естественно, что накопление информации обусловливало потребность ее отбора, систематизации. Для обозначения этой обобщенной информации понадобились определенные средства. И таким средством явилось абстрактное мышление, закрепленное в языке.
Но, как указывалось, в условиях родоплеменного общества абстрактное мышление было в зачаточной форме. А на уровне чувственно–образного мышления познать, раскрыть причинные связи между предметами и явлениями действительности невозможно. Поэтому в мифологии объяснение явлений действительности, причин их возникновения формировалось на основе воображения. Мифы ограничивались описанием отдельных сторон жизни человека, происходящих событий. Поэтому и первые попытки дать обобщенные представления о мире, о его происхождении осуществлялись на основе воображения.
Мифология – в качестве мировоззрения первобытно -общинного, родового общества характеризуется перенесением общинно -родовых отношений на весь окружающий мир. Основными чертами мифологического мировоззрения являются:
1. Представление о родственных связях естественных сил и явлений и человеческих коллективов. Оно ведет свое летоисчисление от первобытного тотемизма – взгляда, согласно которому каждый род ведет свое начало от какого-либо животного, реже – растения и, как исключение, от неживого предмета.
2. В развитых формах мифологии происходит персонификация, обособление естественных сил и способов человеческой деятельности. Божества греческой мифологии предстают в человекоподобных образах, но, и одновременно, выступают носителями определенной функции, связанной с каким-нибудь природным явлением или формой человеческой активности. Так, Зевс представлялся олицетворением грома и молнии, Афина – богиня войны, ремесла, охраны городов, Посейдон – бог моря, Гефест – бог кузнечного ремесла, Аполлон - покровитель искусств, Артемида – охоты, Афродита – любви и красоты и т.д.
3. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, а не понятиями.
4. Мифы воспринимались людьми как действительная жизненная реальность, они передавались из поколения в поколение как пересказ, который не подлежит сомнению. Это объяснялось, прежде всего тем, что созданные в человеческом воображении образы воспринимались самим человеком как действительно истинные. Мифы не нуждались в обосновании и проверке.
5. Человека понимали как игрушку в руках божественных сил, его жизненный путь определялся неизбежной судьбой, фатумом. Вообще, мифологическое мышление не проводит разграничения между природным и социальными мирами, не видит принципиальной разницы между действием стихийных природных сил и человеческой деятельностью.
Религия в своем возникновении также формировалась на уровне воображения. Для религии характерным становится поиск ответов на вопросы о том, что такое мир, как он возник, какое место в нем занимает человек. Не располагая достоверными знаниями, человек объяснял все явления действительности по аналогии с собой. Если все, что нужно ему для обеспечения удовлетворения своих потребностей, создается его трудом, то, естественно, кто-то должен создать и все, что его окружает.
Зависимость человека от стихийных сил природы и общества, бессилие перед ними и страх, порожденный этой зависимостью и бессилием, привели к тому, что он начал наделять эти силы своими качествами – способностями к созидательной деятельности, масштабы которой распространялись на весь мир. Из сил естественных они превращались в сверхъестественные. Они олицетворялись и выступали в качестве не просто внешних сил, а в виде первопричины всего сущего. Бог был наделен человеком всеми особенностями, присущими самому человеку, в том числе и присущим ему внешним обликом.
Для религии характерным становится поиск ответов на вопросы о том, что такое мир, как он возник, какое место в нем занимает человек. Не располагая достоверными знаниями, человек объяснял все явления действительности по аналогии с собой. Если все, что нужно ему для обеспечения удовлетворения своих потребностей, создается его трудом, то, естественно, кто-то должен создать и все его окружающее. Зависимость человека от стихийных сил природы и общества, бессилие перед ними и страх, порожденный этой зависимостью и бессилием, привели к тому, что он начал наделять эти силы своими качествам – способностями к созидательной деятельности, масштабы которой распространялись на весь мир. Из сил естественных они превращались в сверхъестественные. Они олицетворялись и выступали в качестве не просто внешних сил, а в виде первопричины всего сущего. Бог был наделен человеком всеми особенностями, присущими самому человеку, в том числе – по образу. Представление о родственных связях естественных сил и явлений и человеческих коллективов. Оно ведет свое летоисчисление от первобытного тотемизма – взгляда, согласно которому каждый род ведет свое начало от какого-либо животного, реже – растения и, как исключение, от неживого предмета.
Религия, также, имела корни в предшествующей истории. Анимизм, тотемизм, дух предков, магия – это исторически-специфические формы осознания человеком своего отношения к миру. Часто магию отождествляют с религией. Но между ними есть существенное различие. В магии человек непосредственно взаимодействует с предметами, явлениями природы или взаимодействует с другими людьми и получает непосредственный результат. В религии же результат опосредуется волей Бога, который может услышать, а может и не услышать молитву, может отреагировать или не отреагировать на просьбу. Поэтому, религиозное сознание является более высокой ступенью развития человеческого сознания, чем магия. Однако религия очень тесно связана с магией (освящение воды, продуктов, крещение и т.д.) и мифологией (непорочное зачатие, воскрешение, представления о рае и аде и т.д.).
Религиозные мифы отличались от древних мифов. В древних мифах стихийные силы природы также олицетворялись, но их деятельность была ограничена определенными сферами взаимодействия человека с природой, а также со сферами жизнедеятельности человека. Боги мифологии представлялись в качестве более могущественных, чем человек, сил и считались бессмертными. Они вступали в непосредственные отношения с людьми, включая отношения продолжения рода. Например, у Зевса было много детей от смертных женщин.
В религии бог предстает в виде обобщенной силы, которая является не только создателем мира и человека, но и все время выполняет регулятивную функцию. Он становится силой сверхъестественной.
Как отмечалось, человек наделил бога всеми присущими ему особенностями. В своей деятельности он придерживается тех норм, которые имеют место в человеческой жизнедеятельности. Так, в реальной жизни существовали меры наказания (эту функцию выполнял ад), поощрение и одобрение позволяли душам людей попасть в рай, а решение общих проблем, подводящих итог жизнедеятельности человека, нашли свое выражение в представлениях о страшном суде, в результате которого каждому воздастся по его заслугам.
Повседневная практическая деятельность, расширение и углубление познаний окружающего мира обусловливали появление знаний, которые не согласовывались с религиозными представлениями.
Поэтому, наряду с мифологией и религией, зарождались научные знания. Развитие производства, усложнение орудий труда, техники, технологии, развитие земледелия, расширение масштабов судоходства потребовали накопления достоверных знаний, без которых человек не мог успешно осуществлять свою практическую деятельность. Зарождающиеся научные знания охватывали не только сферу непосредственного взаимодействия человека с предметами природы, но и вопросы мироздания. Например, для осуществления путешествий по морю, да и по суше, необходимо было уметь ориентироваться. Это заставило людей изучать звездное небо, расположение созвездий, отдельных звезд, их движение по небосклону. Иными словами, наряду с математикой, физикой, химией начала зарождаться астрономия, которая оказалась несовместимой с религиозными представлениями о тверди небесной, с прикрепленными на ней небесными светилами – Солнцем, Луной и со звездами. Развитие науки вынуждало перейти от мифологического и религиозного представления об окружающем мире, которое базировалось на воображении, к новому уровню мышления, - к мышлению понятийно – логическому.
Все это обусловило потребность в новых мировоззренческих подходах к пониманию действительности. Эта потребность в новой методологической основе мировоззрения нашла свое выражение в философии.
Специфика философии проявилась, прежде всего, в том, что она ознаменовала собой переход от преобладания чувственно – образного восприятия, понимания мира к теоретическому объяснению явлений действительности, основанному на знаниях, полученных в результате познания реальных связей и отношений между предметами и явлениями действительности, познания объективных законов природы.
Философия зародилась почти одновременно в различных уголках земного шара. Это было связано, прежде всего, с переходом от родоплеменной организации общества к обществу, основанному на социальной дифференциации (VII век до н.е.).
Возникновение философии – это закономерный результат становления и развития человека. Т.к. объектом философского осмысления действительности является отношение «человек – мир», вся история развития философской мысли – это процесс осознания человеком сущности мира своего бытия и своей собственной сущности. Она ставит и пытается дать ответы на предельно общие вопросы о мире и о человеке, о их природе и сущности, о предельных основаниях бытия мира и человека. Иными словами, человека все больше начинали интересовать вопросы о том, что такое природа, мир, действительность, в чем сущность жизни человека, какие цели люди преследуют в своей жизни, может ли человек достигнуть свободы.
Совокупность мировоззренческих, важных для жизни вопросов, изменчива, на первый план всегда выдвигались то одни, то другие проблемы, но постоянным остается то, что все они группируются вокруг единого стержня – отношения человека и мира. Это отношение выступает как мировоззренческое ядро философии, оно становится сквозным, «трансисторическим» для всех исторических эпох и формаций, независимо от постоянного переформирования ряда основополагающих проблем.
Идеи и представления, традиционно относящиеся к компетенции философии, начали зарождаться в далеком прошлом. Однако, как форма общественного сознания, приобретающая свою качественную определенность, она начала формироваться в эпоху разложения родоплеменного строя и формирования структуры классового общества.
Зарождающаяся философия противопоставляет мифологии не только иное миропонимание, но и сам способ осознания мира. В ее формировании самое важное значение приобретает накопление позитивных знаний о природе. Особую роль сыграло усовершенствование и расширение письменности.
Кроме того, формирование философии связано тесными узами с предшествующими этапами духовного становления личности. Поэтому, ее возникновение, становление представляет собой длительный исторический период и сложный противоречивый процесс обособления от мифологических и религиозных взглядов.
На земном шаре образовалась как бы определенная полоса, в которой сложились примерно одинаковые тенденции общественного прогресса. Эта полоса охватывала Древний Китай, Индию, Малую Азию, Египет, Грецию. Севернее и южнее этой полосы общество оставалось на уровне неолита.
Следует подчеркнуть, что еще в III-II тысячелетиях до н.э. в записях мифологических тестов, в «Ведах», (что означает – знание), в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» и «Рамаяна» в Индии встречаются обобщения философского характера. Здесь мифологические философские идеи тесно взаимопереплетены между собой. В древнем Китае зарождение философских идей встречается в «Пятикнижии». Подобная картина наблюдается и в формировании философии в Древней Греции и других регионах. Короче говоря, первые философские идеи зарождаются в тесной связи с мифологическими и религиозными взглядами людей.
Дальнейшее разложение родового строя, расслоение общества нашли свое выражение в формировании философских школ, направлений. Так, в древней индийской философии уже был поставлен вопрос об общем основании мира. Такой основой считался безличный мировой дух «брахман». Согласно учению веданты, душа каждого человека считается бессмертной. Но она уступает мировому духу по своему совершенству. Это объясняется тем, что душа тесно связана с телом. И хотя эта связь подчинена душе («атман») и общему закону («карма»), душа не может существовать самостоятельно, она вынуждена каждый раз после смерти тела переселяться в иное тело. И так много раз («самсара»). Эти переселения продолжаются до тех пор, пока не осуществится полное освобождение человека от человеческих невзгод («мокша») и произойдет полное слияние души «атмана» с мировым духом «брахманом». В древнеиндийской философии были и другие направления (свабхава-вада, паринама-вада, и др.), которые в основе мира видели не духовное, а вечное материальное начало: огонь, вода, воздух, свет и др. Материальной признавалась и душа, которая разрушается вместе с разрушением тела. Важной особенностью всех этих древних индийских философских взглядов было признание целостности мира, в котором частное, единичное, индивидуальное предстает как нечто второстепенное, относительно общей основы мира. Этим определялось и место человека в мире.
В связи с дальнейшей дифференциацией общественных связей и отношений, усложнения взаимосвязей человека с внешним миром, в философском осмыслении действительности наблюдается усиление внимания к проблемам индивидуального, специфического в мире. Это нашло свое проявление в ряде направлений древне – индийской философской мысли: локаята (учение «чарваков»), ньяя, вайшешика, санкхья, миманса и др. (VII-II веках до н.э.). Так., в локаята проблема мира выводится не из безличного начала, а из реальных условий жизни человека. Само понятие мира выводится из лок», что означает «община», «люди».
С развитием философской мысли все большее внимание начинает уделяться проблемам духовного мира человека, его отношения к миру и к себе. Например, в философском учении буддизма утверждалось, что мир, непрерывно изменяясь, не разрешает человеку достичь совершенства. Поэтому достижение вечного блаженства («нирвана») возможно только путем углубленного самосозерцания, что способствует освобождению души от невзгод бренного мира.
Таким образом, в древне - индийской философии раскрытие отношения «человек – мир» шло от формирования представления о мире, в основе которого лежит безличное начало и в котором человек занимает второстепенное место, к представлениям , в которых на первый план выходит человек, стремящийся определить свое место в мире, отношение к нему и к самому себе.
Подобная картина становления философских взглядов сложилась и в Древнем Китае. Если вначале было безличностно–обобщенное представление о мире, то потом все больше внимания начинает уделяться проблемам человека. До VI-V в. до н.э. философские взгляды достигли достаточно высокого уровня развития, что нашло свое выражение в конфуцианстве – учении, основанном видным мыслителем Конфуцием (551 – 479 г. до н.э.). Учение Конфуция по своему характеру было этико– гуманистическим. В IV-III вв. до н.э. распространение получает даосизм.,
в котором отстаивается мысль, что все изменения в природе и жизни человека подчинены не сверхъестественным силам, а общему закону «Дао», который является основой всего существующего. В связи с этим считалось, что если все в природе и жизни человека подчиняется «дао», то и человек должен действовать в соответствии с этим естественным законом. Здесь уже просматривается зарождение проблемы свободы и необходимости. В дальнейшем эта мысль получила развитие: если есть объективные законы природы, то должны быть и законы общественной жизни, которые регулируют взаимоотношения между людьми и позволяют различать добро и зло.
Таким образом, характерной особенностью философских взглядов Древнего Востока была эволюция освоения человеком действительности, эволюция, в которой осуществлялся переход от мифологической фантазии к рациональному мышлению и от безличностных картин мира, где человек был только его частичкой, до картины мира, где человек начинал осознавать свою специфику, свое место в мире, отношение к нему, к осознанию содержания своего бытия. Философия Древ… Продолжение »
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz