Мои любимые книги

Цели воспитания и образования.

 

 

Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики является проблема целеобразования и целеполагания. Под целеобразованием понимаются поиски, определение, формулирование целей образования и воспитания детей и взрослых. Целеполагание понимается как легитимизация целей, закрепление их в официальные выражения педагогической политики государства, придание им законодательного статуса, нормативных установок.

Вопрос о цели воспитания является традиционным в отечественной педагогике. При этом воспитание в широком социальном смысле рассматривается как воздействие на личность общества в целом, т.е. воспитание отождествляется с социализацией. Цель понимаемого таким образом воспитания выходит за рамки педагогики, становясь прерогативой государства, которое при широком участии науки и общественности формулирует ее как главный компонент своей образовательной политики.

Чем же определяется основная содержательная часть цели воспитания? Мировая и отечественная история образования свидетельствуют о том, что содержательные параметры цели воспитания подрастающих поколений отражают уровень цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем. Приведем конкретный пример. Вполне возможны разработки системы воспитания физически здоровых детей при полном охвате всех юных граждан России. Однако модель достижения подобной субцели требует огромных затрат на максимально благоприятные и всеохватывающие экологические, медицинские, продовольственные, спортивно-оздоровительные, реабилитационные и другие условия. Как видим, весьма благородная цель воспитания здоровых детей оказывается недостижимой из-за экономической неготовности России к осуществлению подобных программ. Хотя и существуют научно обоснованные рекомендации на этот счет. Таким образом, есть основание утверждать, что формулирование государственных целей воспитания детерминировано экономическими, политическими, научными, правовыми и организационными условиями.

В отечественной педагогике традиционная формула, раскрывающая цель воспитания подрастающих поколений, выражена словосочетанием “всестороннее гармоническое развитие личности”.

Термин “всестороннее” при его аналитическом рассмотрении включает спектр ведущих направлений формирования личности. Процесс воспитания интерпретируется как управление интеллектуальным (умственное воспитание), физическим, психическим, нравственным и эстетическим развитием, трудовой подготовкой, а также связанными с перечисленными направлениями всестороннего формирования личности, развитием экологической, экономической, политической культуры.

В свою очередь, понятие “гармоническое” предполагает согласованное, без неравномерностей и односторонности, развитие всего спектра достоинств личности. Как общественный и личностный идеал гармоническое развитие личности противостоит дисгармонии ее становления. Субъективное проявление неравномерности, дисгармоничности развития школьника и взрослого противоречит потребностям общества, их собственным интересам (при развитом интеллекте – изъяны в нравственном развитии, при безупречном физическом развитии – ущербность в умственном воспитании). Фактически речь идет о полном или частичном развертывании наследственных задатков человека, которые и есть ничто иное, как поле природных возможностей. Эти возможности могут остаться нереализованными или, напротив, достичь расцвета.

Цель воспитания – всестороннее гармоническое развитие личности – верхушка “айсберга” педагогического целеполагания. Некоторые зарубежные специалисты называют эту цель “педагогическим манифестом”. Обобщенная цель далее трансформируется в образовательные субцели, обращенные к различным сферам образования в соответствии со спецификой их влияния на процесс развития личности.

По мнению В.А.Сластенина, в современной отечественной педагогике фиксируются следующие цели образования:

- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

- формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

- обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

- овладение человеком средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций человека.

Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал общества.

Одним из факторов реализации как общей цели воспитания, так и названных целей образования является процесс их трансформации в личные профессиональные цели всех категорий специалистов, работающих в системе образования и воспитания. К этому следует добавить и необходимость придать выражению целей диагностируемый характер, что позволяет проверять результаты обучения и воспитания по соответствующим критериям. Именно структура целей воспитания и образования служит базой государственного и общественного контроля за качеством работы школы. Не исключено, что учащиеся по достижению определенного уровня самосознания или их родители могут предъявить школе счет за недоразвитость тех или иных качеств личности, их обученности и воспитанности. Как и школа может предъявить претензии к государству, которое продекларировало целью всестороннее гармоническое формирование каждого юного гражданина, но не создало необходимых для этого условий.

В отличие от отечественной педагогики, всегда характеризовавшейся некоторым монизмом и глобальностью целей, западная педагогика придерживается курса умеренности, практичности, достижимости. В этом ее сила и слабость. Запад не смог дать миру ни Царскосельского лицея, слывущего непревзойденным эталоном учебного заведения, ни первого прорыва в космос, подготовленного отечественной школой, но в то же время и не допустил крупных провалов в решении обновляющихся задач воспитания.

Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Американская школа пошла за Д. Дьюи, сумевшим доказать необходимость прагматического воспитания и предложившим созвучные прогрессу и интересам широких слоев населения цели воспитания. Их Д. Дьюи не выдумывает, а берет готовыми из жизни. Воспитание, по его мнению, не может быть средством подготовки человека к жизни, оно — сама жизнь. К будущему ребенка готовить нельзя, ибо нельзя предвидеть, как сложится его жизнь. Жизнь очень сложна и многогранна, в ней много противоречий. Воспитание должно объединять людей; нужно воспитывать молодежь в духе социального мира и согласия.

Система воспитания Дьюи предстает в качестве решающего средства улучшения социальной среды, изменения типа общества без революционных преобразований. «Школа может создать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы характер взрослого общества» (Дьюи Д. Введение в философию воспитания. — М., 1922. — С. 52).

Не противоречат ли эти положения основной методологической установке Дьюи о природной, генетической уникальности личности с ее врожденными способностями, которые могут лишь в большей или меньшей степени проявляться? Нет. Эта установка — исходная в прагматической педагогике. «Истинное воспитание не есть что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет» (Дьюи Д., Dh Э. Школа будущего. — М., 1922. — С. 6).


 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz