Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:
способность человека к выбору;
умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
поиск смысла жизни, творчество;
формирование образа “Я”;
ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».
Методы, подходы личностно-ориентированного образования
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный)
Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка
Вектор развития задан
Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия
Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития
Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания
Вектор развития строится от обучения к учению
Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию
Задача формирования личности с заданными свойствами
Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) [1]
Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) [2]
Педагогические технологии адаптивной школы [3][5 - 8]
Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.[4] [9]
↑ Ямбург, Е. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы / Е. Ямбург // Народное образование.-2002.-№1.-С.79-85; №2.-С.91-102. Границкая, А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе : книга для учителя / А. С. Границкая – М. : Просвещение, 1991. – 174 с. Батан, Л. Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения : Курс лекций / Л. Ф. Батан – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2002. – 31 с.fckLRТретьяков, П. И. Адаптивное управление педагогическими системами : учебное пособие для вузов / П. И. Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева – М. : ACADEMIA, 2003. – 368 с. – ( Высшее образование )
↑ Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990. – 254 с.
↑ Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М., 1996. Новиков А.М. "Введение в методологию игровой деятельности". М.: «Эгвес», 2006.
↑ Стукалова И.Н. и др. Уровневая дифференциация обучения. – Б.: АКИПКРО, 1996г
↑ Новиков А.М. Формы обучения в современных услових Журнал «Специалист», 2006, № 1. www.anovikov.ru