Мои любимые книги

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • способность человека к выбору;
  • умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
  • поиск смысла жизни, творчество;
  • формирование образа “Я”;
  • ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
  • автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Учитель и ученик в ЛОО

В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Методы, подходы личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
  • распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
  • отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Отличие от традиционного обучения

Традиционный подходЛичностно-орирентированный подход
Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный)Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка
Вектор развития заданОбучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия
Общая, единая и обязательная для всех линия психического развитияПомощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания
Вектор развития строится от обучения к учениюВектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию
Задача формирования личности с заданными свойствамиОбеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода

  • Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) [1]
  • Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) [2]
  • Педагогические технологии адаптивной школы [3][5 - 8]
  • Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.[4] [9]
  • Игровые технологии [5]
  • Технологии уровневой дифференциации [6]
  • Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)[7]
  • Технология «Педагогические мастерские» [8]

Ссылки

  1.  [3] Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.
  2.  Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение - Ярославль: ИПК, 1996. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: НО, 1998 http://www.iro.yar.ru:8100/resource/distant/pedagogy/index.shtml
  3.  Ямбург, Е. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы / Е. Ямбург // Народное образование.-2002.-№1.-С.79-85; №2.-С.91-102. Границкая, А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе : книга для учителя / А. С. Границкая – М. : Просвещение, 1991. – 174 с. Батан, Л. Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения : Курс лекций / Л. Ф. Батан – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2002. – 31 с.fckLRТретьяков, П. И. Адаптивное управление педагогическими системами : учебное пособие для вузов / П. И. Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева – М. : ACADEMIA, 2003. – 368 с. – ( Высшее образование )
  4.  Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990. – 254 с.
  5.  Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М., 1996. Новиков А.М. "Введение в методологию игровой деятельности". М.: «Эгвес», 2006.
  6.  Стукалова И.Н. и др. Уровневая дифференциация обучения. – Б.: АКИПКРО, 1996г
  7.  Новиков А.М. Формы обучения в современных услових Журнал «Специалист», 2006, № 1. www.anovikov.ru
  8.  Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская – статья http://www.lelien.org/?lang=ru

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz