Мои любимые книги |
Дильтей утверждает, что связь переживания и понимания, лежащая в основе наук о духе, не может в полной мере обеспечить объективности, поэтому необходимо обратится к искусственным спланированным приемам. Планомерное понимание, истолкование текстов и является интерпретацией. Понимание части возможно лишь через соотнесение к целому, и наоборот. Хайдегер предложил блестящие образцы интерпретации филологических и философских текстов. Он различает первичное безотчетное понимание как сам способ бытия человека и вторичное понимание, возникающее не рефлексивном уровне как филос и филолог интерпретация. Вторичная интерпретация коренится в первичном предпонимании. Предзнание, предмнение очень важно для интерпретации. В герменевтике поле интерпретации расширяется. И в герменевтике н и сводится к методу работы с Т, но имеет дело с фундаментальными проблемами бытия человека в мире. Интерпретация элементов языка также изменила свою природу, язык рассматривается не как продукт субъективной деятельности сознания, но (по Хайдегеру) как то, к чему надо прислушиваться. Для Гадамера язык – универсальная среда, в кот отложились предмнения и предрассудки. Именно в Я осуществляется понимание посредством интерпретации. Временная среда между текстом и интерпретатором рассматривается как преимущество позиции, исходя из которого, можно задать новые смыслы, созданного автором текста. Возможность множества интерпретаций ставит проблему истины, правильности, гипотетичности интерпретации. По мнению Рикёра, интерпретация соединяет истину и метод, реализует единство семантического, рефлексивного, экзистенциального планов интерпретации. Рикёр полагает, что множественность и даже конфликт интерпретаций является достоинством понимания. Можно говорить о текстуальной полисемии. В любой интерпретации понимание предполагает объяснение в той мере, в какой объяснение развивает понимание. По Рикёру, понимание – искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием другому; а интерпретация – истолкование знаков и текстов, передаваемых в письменном виде. Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — искусство толкования, от ἑρμηνεύω — толкую):
Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется гермене́втом. Базовые понятия герменевтики
Основной вопрос герменевтики
Термин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем — в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературныхпамятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся, например, объяснительные издания авторов). В этом смысле герменевтика — дисциплина филологической критики. Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. Надо оговориться, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу. Герменевтика также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр. Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования». Таким образом, он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путёмсамонаблюдения, понимания событий методом их личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.
|