Мои любимые книги

Конвенция (соглашение) – познавательная операция, предполагающая введение норм, правил, символов, языковых и других систем на основе договоренности и соглашения субъектов познания. Конвенция является прямым следствием коммуникативного, диалогического характера познания.

Наряду с культурно-историческими, социально-психологическими, лингвистическими аспектами познания, коммуникации выражают социокультурную природу познания. Принятие конвенций и оперирование ими – одно из основных когнитивных следствий коммуникационной природы познания, универсальная процедура познания наряду  с репрезентацией и интерпретацией.

В методологии науки исследуется объект и субъект познания, предпосылки и основания конвенций, способы их введения в обыденное  и научное познание, их искусственность. Особо исследуются конвенции и проблемы истинности знания, явные и неявные конвенции в познании, их зависимость от традиций, системы  ценностей, культурно-исторических предпосылок.

Общие предпосылки и особенности конвенциальности познания обсуждал Поппер. В  отличие от природных законов нормативные соц регуляторы не являются вечными, неизменными, поскольку вводятся людьми  с учетом конкретной соц обстановки.

Искусственность конвенций заключается не только в том, что они были сознательно сконструированы, но и в том, что люди могут их оценивать и менять, нести за них моральную ответственность. Первым конвенциалистом Поппер считает Протагора, утверждавшего, что все номы созданы человеком, человек –  мера всех вещей. Законы экономических процессов и функционирования соц институтов аналогичны законам природы, но их выполнение во многом зависит от установленных норм. В истории философии выделяют два крайних учения о конвенциях:

  • монизм (конвенция – факт),
  •  Бог ответственен.

Особая сфера существования конвенции – язык. Конвенция, по Сепиру, – социальная привычка, культурный стереотип. Сепир говорит о конвенциальной природе языка (молчаливое согласие общества). Благодаря языку концептуальные системы индивида  соотносятся с концептуальными системами общества. Конвенции позволяют оформлять знание в виде текстов. Конвенция способствует реализации диалогической формы развития знания. Проблемы развития конвенций в науке исследовались Пуанкаре, кот полагает, что «замаскированное соглашение» – продукт свободной деятельности ума. Существуют объективные предпосылки включения в теоретическое познание тех или иных конвенций. На основе соглашений, которые сохраняют истинность высказывания, закон может стать принципом, при этом сам закон б существовать в прежнем статусе. Проблема конвенций возникает в случае постановки общей теории. Таким образом, конвенции – соглашения больших групп людей, придающие именам-меткам общезначимое содержание, статус имен-слов.

Индоктринация – передача фундаментальных положений теории или системы. Индоктринация описывает объект исходя из задаваемой им понятийной структуры.

Индоктринация (англ. indoctrination от лат. in — внутрь и doktrina — учение, теория, доктрина) — передача фундаментальных положений системы верований (см. религия ифилософия).

В оперативной инструкции американской Программы Национальной Индустриальной Безопасности (англ. National Industrial Security Program Operating Manual) индоктринация определяется как «первичная инструкция/указание, даваемая человеку перед предоставлением ему доступа к секретной информации». Если рассматривать это понятие в религиозном контексте, то самое точное определение индоктринации будет: приготовления перед получением эзотерических знаний, доступных немногим; приготовления перединициацией в религиозные таинства. (Сравнить гностицизм и катехизация.)

В Принстонском университете в Лаборатории по Изучению Восприятия «WordNet 2.0» определяют понятие «индоктринацию» как «обучение кого-либо доктрине, без включения критического восприятия»[1]. Другое полезное определение данного понятия, взятое с сайта (англ. The Henry Wise Wood High School)[2], гласит — «систематическое изучение спорных идей; пропаганда». Это определение показывает основное отличие между индоктринацией и обучением. Индоктринация учит доктрине, то есть описывает объект исходя из задаваемой им же понятийной структуры (субъективный взгляд), обучение же предлагает рассматривать что-либо бесстрастно и, в буквальном смысле, объективно.

Индоктринация населения — насыщение определенным, угодным и выгодным правительству или политической организации содержанием массового сознания населения страны в социальном, идеологическом, политическом и психологическом планах в форме системы убеждений, образов, установок, стереотипов.

Индоктринация захватывает все слои общества, зачастую обращена вовне, на зарубежные государства.

Не все из политических доктрин, внедренных с помощью политической рекламы и пропаганды в сознание населения, имеют звучные или вообще фиксированные названия. Иногда даже специально не дают им заголовка, чтобы создавать их тихо, исподволь, ненавязчиво. Но «антикоммунизм» — это доктрина, «антиамериканизм» — доктрина, «сдерживание» — это доктрина и «возможность победы в ядерной войне» — это тоже доктрина.

Процесс индоктринации населения в любом обществе невозможен без создания у населения соответствующих образов и стереотипов, без воспитания в массовом сознании своеобразной «культуры» стереотипного восприятия тех или иных политических явлений. Здесь особую роль играет политическая реклама и пропаганда.

В СССР с самого начала советской государственности и до середины 80-х годов проводилась жесткая антиимпериалистическая индоктринация населения, достигшая огромных успехов. Весь аппарат агитпропа и политреклама служили этой цели. Важной целью индоктринации является объединение различных этнических и социальных групп населения вокруг общей идеи, охватывающей их сознание полностью и становящейся руководящим принципом их деятельности.

Интересна судьба доктрины «глобальной ответственности США за охрану свободы во всем мире», принятой администрацией Дж. Кеннеди. Она и сегодня, по происшествии почти 40 лет, на вооружении внешней политики США. Слившись с идеей американского мессианизма, став прочным внутренним убеждением «средних» американцев, эта доктрина оказалась образцом живучести. Интересно, что аналогичная доктрина долгое время царила и во внешнеполитическом мышлении в СССР. Доктрина «ответственности СССР за защиту социализма и демократии в мире» была призвана объяснить населению необходимость введения войск в Венгрию в 1956 г., Чехословакию в 1968 г., участия в войне во Вьетнаме, в Анголе, в Афганистане наконец.

В связи с этим можно говорить о сигнальной функции политических доктрин. Они как бы предупреждают население о проводимом курсе политики в данный исторический момент. Доктрины сигнализируют об основных политических принципах правительства.

Ещё одной целью индоктринации является выработка конформизма среди населения. Индоктринированное население, зараженное конформизмом, становится в немалой степени податливым для дальнейших правительственных манипуляций в сфере массового сознания. Как правило, конформизм проявляется в большей степени у менее развитых и образованных групп населения, отличающихся малой информированностью и проявляющих отсутствие гибкости мышления, любознательности, самостоятельности. Группы населения с высоким уровнем конформизма показывают наиболее высокий уровень догматизма именно в политических вопросах, поскольку они наименее им знакомы и считаются привилегией знатоков-профессионалов.

Индоктринация имеет своей целью также создание таких образцов и политических установок, на базе которых формируется определенная жизненная позиция личности или группы. Политические установки личности — это не только знания и отношение к политическому объекту, но и готовность действовать в отношении его определенным образом, продиктованным индоктринацией.

Ещё одной целью, которую преследуют правительства, проводя индоктринацию населения, является рационализация политики. Вводя такие ключевые слова, как «оборона», «безопасность», «интернационализм», «национальная сила», «авторитет», «национальный интерес», «геополитический интерес», в политико-психологический механизм индоктринации, политики пытаются добиться оправдания в умах людей часто агрессивных, несправедливых, не всегда адекватных политических действий[3].

После убийства Кеннеди в обществе стало преобладающим представление о потере государством суверенитета и подчинении его скрытым структурам т. н. конспирология, и отхода от позитивиского мировоззрения, к т. н. «Новому Средневековью».

В сущности индоктринация является ложью и в конечном счете приводит к большому душегубству: революция во Франции, России, IМВ, IIМВ, Кампучия.

Коварный эффект высокоиндоктринизированного общества может неожиданно проявиться при рассмотрении такого культурно нагруженного понятия, как «либераст»: тот, кто слышит это понятие, тут же воспринимает когнитивный посыл «либерал, от которого не услышишь ничего нового, болтун». Услышавший это понятие тут же, безусловно и без рефлексий, воспринимает человека, о котором так сказано, как бездумного либерала. Здесь подтекст однозначно вызывает негативные коннотации. Как показал Роберт Джей Лифтон в своих рассуждениях о продуманных реформах и тоталитаризме, цель таких фраз и слов — вызвать эмоциональный отклик вместо оценочного восприятия. Пример такой технологии — слоган «Голосуй сердцем!», призывающий вместо обдуманного выбора следовать эмоциональным порывам, формируемым бесконечным потоком пропаганды.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz