Мои любимые книги |
С (одна из главных категорий философии) – человек действующий, познающий, мыслящий в отвлечении от его конкретных индивидуальных характеристик. Соотносится с понятием О (фрагмент реальности материальной или идеальной, на который направлена активность С). В философской концепции Канта, Гуссерля, Фихте выделяются два «слоя» С: индивидуальный эмпирический С и трансцендентальный (независимый от эмпирического и телесного индивида и сообщества других С; надындивидуальная структура, обеспечивающая общезначимое объективное знание). Данная концепция указывает на высокую духовную активность С, его фундаментальную роль в структуре познания, но утрачивает связь с реальным культурно-историческим С. О как фрагмент реальности, бесконечно многообразен и сложен. Именно С определяет, что станет предметом познания в О, какова будет степень его открытости. Теория познания нуждается в такой категории С, когда он понимается в своей целостности как содержащий когнитивные, логико-гносеологические, экзистенциальные, культурно-исторические, социальные качества, участвующие в познании. Наиболее полно С как человек познающий представлен в философии Ясперса в концепции 4 уровней описания человеческого «я», обобщающей различные трактовки С:
С целостен, ни один из уровней не должен абсолютизироваться, хотя м б представлен относительно автономно. Современное понимание С-О отношений познавательной деятельности С во всей ее сложности и противоречивости все чаще базируется на принципах диалога и синтеза философских учений. При объяснении познания необходимо брать за основу человека в многообразии его сил и способностей. Основоположник французского персонализма Мунье полагает, что вовлеченность познающего субъекта в объект является не препятствием, но необходимым инструментом истинного познания. Именно С порождает смыслы и истины. Субъект познания, наделенный сознанием и активно действующий, является частью объекта, общества. Исследование объекта должно осуществляться с определенных ценностных позиций. Если в естественных науках воздействию мировоззренческих, идеологических и иных установок подвергается не содержание научных открытий, а сделанные на их основе теоретические выводы, то в обществ науках воздействие направлено на общественные структуры и отношения. В естествознании субъект ориентирован на непосредственное отражение объекта «как он есть», независимо от субъекта. В соц-гум познании, с неотъемлемым ценностным отношением субъекта к объекту, объект не только познается, но и оценивается. Объект интересен не «сам по себе», а в соответствии цели, материальным и духовным потребностям субъекта. Объект соотносится с культурно-обусловленными образцами (идеалы, нормы). При установлении и степени соответствия образцу, происходит установление ценностей. Познание в этом типе субъектно-объектных отношений отступает на второй план, но его результаты служат основанием оценки. В процедуре оценивания, в выборе целей и идеалов ярко выражены неопределенность, волевые моменты, избирательная активность субъекта, иррациональные, интуитивные моменты. Ценностное отношение предстает как противоположное познавательному, как чуждое объективному познанию. В той мере в какой соц реальность представляет собой объективные процессы и закономерности, она сходна с природой и может быть изучена научными методами. В любом виде познания могут быть эмпирические и теоретические уровни, методы и формы. Между ест и гум науками существует глубокий изоморфизм, имеют место параллельные процессы, затрагивающие как одну, так и другую области знания. В последнее время возрастает понимание необходимости комплекного использования знаний различных наук ест и соц-гум цикла. Субъект воспринимается как необходимый компонент познания. Предметом познания является не реальность «в чистом виде», а реальность через призму способов ее освоения субъектом.
|