Мои любимые книги

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру связана с обеспечением приемственности в развитии интеллектуального потенциала человека. Она затрагивает два аспекта:

-  материальное воплощение и внедрение научных открытий в сферу производственного процесса;

-  включение в современные технологии, практику воспитания и обучения.

Новые теоретические представления способны трансформировать культурные стереотипы, внести в культуру системные изменения.

На процесс включения НТП в культуру влияют:

-  микроконтекст науки – зависимость науки от характеристик научного сообщества, работающего в условия определенной эпохи;

-  макроконтекст науки – зависимость от социокультурной среды, в которой развивается наука (шире, чем микро-).

Социальность науки может быть внешней (зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий) или внутренней (ментальные установки, нормы и ценности общества).

Включение НТП связано с:

1)                     запретом на разглашение наиболее секретных разработок;

2)                     запреты социально-сложных в этическом плане исследований;

механизмом торможения, препятствующим непосредственному проникновению новых научных данных в культуру.

Включение новых теоретических представлений в культуру — про­цесс очень важный, который связан с обеспечением преемственности в развитии научной мысли и всего интеллектуального потенциала че­ловечества. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру затрагивает две плоскасти: во-первых, материальное во­площение и внедрение научных открытий непосредственно в сферу производственного процесса и, во-вторых, ее включение в образова­тельные технологии, в практику воспитания, обучения и образования.

Наука — это форма общественного сознания, направленная на адек­ватное отражение мира в понятиях и поиск закономерностей. Однако быть включенной в общий потенциал культуры и доступной созна­нию людей она может лишь при условии адаптации специально-науч­ного языка и научного аппарата к интерсубъективным способам транс­ляции и понимания.На процесс включения новых теоретических представлений в куль­туру влияет микроконтекст и макроконтекст науки. Первый озна­чает зависимость науки от характеристик научного сообщества, рабо­тающего в условиях той или иной эпохи, социокультурной среды, от множества факторов, среди которых институциональные, собственно интеллектуальные, философские, религиозные и даже эстетические. Второй ориентирован на более глобальные зависимости — экономи­ческий рост или упадок, политические условия стабильности или де­стабилизации, идеологические и духовные условия, отношения науки и власти и пр.В принципе процесс включения новых теоретических представ­лений в культуру означает объединение науки и культуры и зави­сит как от уровня культуры, так и от сложности тех новых тео­ретических представлений, которые должны быть внедрены. Ана­лиз понятия «культура» (от лат. сиЫга — культивировать, возделы­вать) показывает, что уже в античности трансформируется его значе­ние с акцентом на воспитанность и просвещение. Основной задачей культуры становится воспитание и возделывание самого человека.

В понятие «культура» включаются основные признаки отличия об­разованных и воспитанных людей от «некультурных и диких варва­ров». Исторически идея взаимосвязи культуры и науки прослеживает­ся в греческом понятии «техне», которое указывает на мастерство и умение как технологию изготовления, с одной стороны, и высокий статус мастера, с другой. Ориентация на «техне» подчеркивает ремес­леннический аспект жизнедеятельности, ее принципиальную техно­логичность, быструю внедряемость новых изобретений в жизнь.Тенденция сближения научных ориентиров и культуры заключа­ется также и в первоначальном этимологическом значении термина, когда "культура представала как агрокультура и толковалась как целе­сообразное воздействие на природу, ее обрабатывание. Она прочиты­вается как совокупность попыток управления природными процесса­ми на основе адекватных им свойств. Когда речь идет о целесообраз­ном воздействии на человека, т.е. о воспитании, обучении и образова­нии, его основу также составляют процессы, состоящие из совокупно­сти прививаемых норм, способов и приемов воздействия с целью по­лучения желаемого результата. Таким образом, культивирование со­держит в себе программу видоизменения объекта или субъекта, пред­полагает и включает в себя операции и этапы возделывания, совершенствования системы, т.е. опирается на открытые наукой теорети­ческие представления.

Со стороны интеллектуальной составляющей культура всегда по­нималась как сфера прогрессивного развития способностей человечес­кого ума, открытого для инноваций и прогрессивного развития, эта­лоны которого всегда воспринимались как значимые ценности чело­веческого существования. Еще мудрые греки считали, что необходи­мо быть внимательным к любому новшеству, любому усовершенство­ванию, которые могли обеспечить большой успех в жизни. Основани­ем сближения культуры и науки является их общая направленность на созидание. Известно, что пафос подлинной культуры в созидании ценностей, и в мире человеческих отношений, и в мире искусства, и в мире хозяйствования и экономики — в этом суть культуры.

Проблема включения теоретических новаций и представлений в культуру, помимо общего просвещенческого и когнитивного аспекта, имеет еще и достаточно весомую этическую компоненту, которая оце­нивает все возможные преимущества и последствия, рождаемые из стремления широко следовать новациям науки, научным открытиям, широко применять и пропагандировать их, внедрять в жизнь. Гносео­логические характеристики мудрости, когда полнота теоретической ос­ведомленности переходит в практическую, обнаруживает себя на уровне утилитарных наставлений, руководства в решении повседневно-жиз­ненных вопросов, имеют огромное значение и оказывают влияние на процесс включения теоретических новаций в культуру.То новое, что открывает наука, не должно быть потеряно, после экспертных заключений, отслеживающих близкие и дальносрочные последствия данного научного открытия, оно должно быть включено в реальное и повседневное бытие культуры. Процесс включения но­вых теоретических представлений в культуру обеспечивает такую оцен­ку культуры той или иной страны как передовая, отстающая или до­гоняющая. Таким образом, общая культура, всесторонняя образован­ность и теоретическое понимание являются весьма престижными ха­рактеристиками современника.

Сфера культуры не остается безучастной к чистой теории, а предъявляет свои требования и, в частности, предполагает культиви­рование в человеке таких качеств, как доброжелательность, деликат­ность, вежливость, толерантность. Эти качества выполняют роль ме­ханизма трансляции культурных образцов, способствующего сдерживанию и снятию деструктивного эффекта неопределенности. Толерант­ность сочетает в себе сложное взаимодействие эмоциональных меха­низмов и профессионально-творческих способностей, которые помо­гают адаптировать ситуацию. Не истерика и психотравмирующий взрыв, а спокойный, трезвый и всесторонний взгляд на ситуацию с оценкой различного рода последствий и возможностей ее развития, — вот, что характеризует позицию толерантности. Опора на толерант­ность становится особо значимой, если принять во внимание много­образие раздражающих факторов, сопровождающих процесс включе­ния новаций в актуальный культуросозидательный потенциал. По мнению Э. Роджерса, к их числу можно причислить следующие шесть факторов: фактор новизны и нестандартности; фактор экстремально­сти действий; фактор целостности профессионального труда; фактор постоянной включенности в управленческие связи; фактор неопреде­ленности.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz