Мои любимые книги

Античное философское мировоззрение в целом носит космоцентрический характер. Материально-чувственный и живой космос, поражающий своей гармонией, симмет­рией, ритмическим устроением, — основной предмет изу­чения греков. В космосе у каждого — у человека, вещи — есть свое место и свой смысл. Космос устроен наилучшим образом и существует естественно.

Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. Философией именовали первоначальное сово­купное знание древних, обращенное к самым разным предметам. Первые греческие философы были и первы­ми математиками, физиками, астрономами. Первичное знание заключало в себе одновременно пранауку и пра-философию. По мере развития той и другой, в процессе формирования собственно философии и собственно на­уки, шло их размежевание, уточнялась специфика.

В античной философии отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности. Великие язы­ческие мыслители, прежде всего Платон и Аристотель, не имели понятия «личности». Античная культура внелич-ностна. У античного мира был свой высокий идеал — иде­ал человека-гражданина. Для древнего гражданина его участие в управлении родиной было обязательным слу­жением. Это служение определяло реальное достоинство античного человека. Но безраздельное господство такого идеала ставило человека в полную зависимость от госу­дарства, полиса, рода. Путь к новому самосознанию человека как духовно значимой личности, значимой не­зависимо от своего «места» или своей «функции», необ­ходимо было еще проложить. Идея личности вошла в ев­ропейскую культуру позже, благодаря христианству.

Философскому стилю античности присущ пантеизм, т. е. отождествление Бога и природы. Космос — абсолют­ное божество. Греческие боги природны.

Античное мировоззрение не могло рассматривать идею в отрыве от материи или материю в отрыве от идеи. Вся действительность и все составляющие ее элементы мыс­лились сразу и как реальные и как идеальные. Например, у Фалеса вода, как материальная основа всего, вместе с тем была живой, одушевленной. Логос у Гераклита — закон движения мира, но одновременно он и разум, свой­ственный всей материи.

Античные мыслители подчеркивают преимущество созерцания перед практической деятельностью, теории — перед праксисом. Созерцание — чистая деятельность, имеющая цель в самой себе, а практика — деятельность незавершенная, имеющая цель в чем-то ином. Высшее и лучшее из доступного человеку, говорил Платон, — умоз­рение, теория, созерцание (греческое слово «теория» оз­начает «созерцание»). Созерцание ценно само по себе и доставляет блаженство мыслящему. Главная задача антич­ного мыслителя — открывать то, что гармонично установ­лено, не мешая самопроявлению истины. Не случайно все этические рецепты античности ориентированы не на пре­образование природной и социальной реальности, а на жизнь сообразно с природой.

Совершенно особое место в греческом мировоззрении занимает понятие меры. Один из наиболее фундаменталь­ных заветов античной культуры — «ничего слишком», «ничего сверх меры».

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz