Мои любимые книги |
Философия России Основными направлениями русской философии конца XIX — ХХ вв. были: • философия "золотого века" (религиозная философия, космизм); • естественно-научная философия; • советская философия; • философия русского зарубежья. Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты: • сильное влияние советской традиции (например, материа¬лизм, формационный подход к истории); 193 • обновление, объединение ее различных направлений (совет¬ской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближе¬ние к мировой философии. 2. "Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии. Видными представителями религиозного направления того пе¬риода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие. CH. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экумениче¬скую" Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политиче¬скую, духовную сферы и разобщенность внутри них. В религии — разобщенность христианских церквей (право¬славие, католичество, протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсо¬лютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви. Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предо¬пределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти. Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 — дата смер¬ти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении). Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.). Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с но-вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони¬мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не¬постоянство времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в об¬ласти квантовой механики, теории относительности Эйнштей¬на и др. физико-математическим открытиям. Философское творчество П. Флоренского многогранно. По¬мимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии. 3. Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаи- 194 мосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский. В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно пере¬ходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос. К.Э. Циолковский (1857 — 1935) был сторонником идеи веч¬ности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разно¬образие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распа¬дается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохра¬няется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта кос¬мического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в бу¬дущем. Н.В. Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состо¬ит из бесчисленного множества духовных единиц — монад. Мо¬нады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация. А.Л. Чижевский (1897 — 1964) создал уникальную и ориги¬нальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Вспле¬ски активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции. 195 Свои идеи Чижевский старался выразить не научными поня¬тиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была при¬знана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. 4. Естественно-научная философия была представлена в твор¬честве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Мен¬делеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других. Основными направлениями естественно-научной философии были: • материалистическое; • социально-политическое. Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строе¬ния атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность позна¬ния, изучали его механизм, были сторонниками материалисти¬ческого понимания сознания. Социально-политическое направление было представлено, глав¬ным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные уче¬ные рассматривали общество как единое целое, имеющее много¬факторную природу, изучали факторы, воздействующие на общест¬во (географические, климатические, экономические и т. д.). Разви¬тие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный ма¬териалистический характер и развивалась в жестких рамках мар¬ксистской философии (диалектического и исторического мате¬риализма), что делало ее несколько догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философ¬ское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. Можно выделить три этапа развития советской философии: • 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма; • 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, 196 определяющее влияние на философию позиции И.В. Стали¬на по ряду философских вопросов; • 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности со¬ветской философии. К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х гг., можно отнести следующие: • проблема ценностей; • проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвра¬щения к "истинному Марксу", "истинному Ленину"; • проблема гносеологии; • проблема сознания; • проблема идеальности; • проблема культуры; • проблема философских методов. Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской фи¬лософии: • Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); • А. Богданов (теория систем — "тектология"); • А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории); • A.M. Деборин (творческое понимание материализма); • Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); • М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); • В. Асмус (широкий круг исследований); • Ю. Лотман (общество, философия, история). 6. Далеко не все философы нашли возможность для продолже¬ния своей жизни и философских изысканий в СССР после ус¬тановления советской власти. По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, полу¬чившее название "философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие. П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: • языческий; • приобщения к христианству; • полной внутренней гармонии человека, его слияния с хри¬стианством. 197 Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гар¬моничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзи¬стенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "ге¬рой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу. Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспект¬ный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие ос¬новные положения философии Бердяева: • высшей ценностью в окружающем мире является свобода; • свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют осно¬ву существования человека; • свобода человека подвергается угрозе извне; • данную угрозу несут в себе прежде всего общество и госу¬дарство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и госу¬дарство стремятся подчинить человека, подавить его инди¬видуальность; задача человека — сохранить свою самобыт¬ность, не дать обществу и государству ассимилировать себя; • ключевую роль в жизни человека играет также религия; • Бог должен быть нравственным символом, примером для человека; • отношения между Богом и человеком должны быть "на рав¬ных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба; • человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедли¬вости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, осно¬ванное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направлен¬ность (обосновывает "конец света" в будущем). 198 Она также оказала большое влияние на развитие европей¬ского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни. Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, жив¬ший и работавший в США, сделал главной темой своей фило¬софии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории: • стратификации; • социальной мобильности. Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, националь¬ности, влиянию) — страты. Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность пере¬хода из одной страты в другую. История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Со¬гласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники. Философские школы США Прагматизм — направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсе¬нала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "пробле¬матические ситуации"). Основателями прагматизма считаются американские фило¬софы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую раз¬работку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 — 1952). Дьюи — автор более 30 книг и 900 научных статей по фило¬софии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его фи¬лософия не получила широкого распространения в СССР и Ев¬ропе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени. К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализ¬ма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы. 199 2. По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпи¬ристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи: • отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными; • выдвинул мысль о том, что центральным понятием филосо¬фии является понятие опыта, вокруг изучения которого необ¬ходимо построить все философские исследования; • под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни; • особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта; • делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритиче¬ский, духовный), религиозный, моральный, а также художе¬ственный, социальный, культурный и другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни. 3. Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американ¬ского прагматизма. Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии. 4. Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, системати¬чески совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни. Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофес¬сиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимо¬действии индивида с обществом и внутри общества, то важней¬шим условием совершенствования опыта является совершенст¬вование самого общества — социальная реконструкция. Социальная реконструкция включает в себя: • совершенствование отношений собственности, что подразу¬мевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для про¬изводственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фак¬тически речь идет об акционировании собственности); 200 • через акционирование и иное совершенствование отноше¬ний собственности — приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, при¬сваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.); • более справедливое распределение произведенных материаль¬ных благ; • борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучше¬нии благосостояния граждан; • обеспечение прав человека и совершенствование демократи¬ческого государственного устройства; • наведение порядка в обществе, совершенствование, профес¬сионализацию управления во всех сферах человеческой жиз¬ни и деятельности; • сглаживание внутренних и международных конфликтов. Другим ключевым средством совершенствования опыта поми¬мо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов "высоких технологий". Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высо¬чайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике — то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, "высоких технологий", в то время как ни на¬учные методы, ни высокие технологии абсолютно не применя¬ются к управлению обществом, морали, опыту. Следовательно, опыт можно преобразовать, используя со¬вершенные научные методы и высокие технологии, причем вне¬дрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование. Третий важнейший путь реконструкции опыта — совершен¬ствование мышления (также на основе научных методов). 5. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии за¬ключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем примене¬ния к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?. Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи. По Дьюи: • метод — порядок (процесс) приобретения знания и дальней¬шего функционирования приобретенного знания в ходе че¬ловеческого опыта; • основная задача науки и научного метода — оптимальное достижение человеком своих целей; 201 • от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использо¬вании которого цель достигнута, — истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее дос¬тижение, — ложный; • следовательно, научный метод является инструментом ус¬пешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу как средству достижения цели по¬лучил название инструментализма. Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи дела¬ет ряд выводов: • не может быть "метода вообще" (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания); • существуют конкретные методы для достижения конкретных целей; • следовательно, необходимо выявить конкретный механизм дей¬ствия метода. Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разре¬шения, суть которого в следующем: • потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям; • данное актуальное сомнение порождает "проблематическую ситуацию" — конкретную (любую) жизненную ситуацию, ко¬торую необходимо решить с помощью конкретных шагов; • решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках); • цель научного метода — превратить проблематическую си¬туацию в решенную ситуацию; • действие научного метода осуществляется в процессе преоб¬разования проблематической ситуации в решенную; • следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению про¬блематической ситуации в решенную. Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную): • ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) — в данном случае необходи¬мо: выяснить источник подобного ощущения; осознать про¬блему; четко сформулировать, в чем заключается проблема; • после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую; 202 на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности; • выдвижение гипотезы (решение последовательности дейст¬вий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации; • критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели; • принятие окончательного решения, воплощение смоделирован¬ной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на ис¬тинность (при достижении результата) либо ложность (при недостижении результата). Также Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответ¬ствовать научный метод: • способность к самоисправлению (в зависимости от вновь при¬обретенного опыта, как положительного, так и отрицательного… Продолжение »
|