Мои любимые книги

 

Культура, как способ организации общественной, групповой и индивидуальной жизни, допускает возможность самых разнообразных решений человеческих проблем, приспособления к условиям социального времени и пространства. Какие же функции должна выполнять культура, чтобы обеспечить, с одной стороны, стабильность общественного бытия людей, а с другой — новые подходы к переменчивому миру?
В связи со структурной сложностью культуры ее социальные функции многочисленные и системно взаимосвязанные. Ведущими среди них являются функции коммуникации, трансляции и транс мутации. Другие задания культуры подчинены этим функциям или дополняют и конкретизируют их.
Коммуникативная функция культуры. Суть этой функции заключается в том, что рядом с биологическими формами общения, а затем вместо них, или, усовершенствуя их, люди создают все новые и новые способы обмена данными, мыслями, чувствами. Передача культурной информации не обеспечивается автоматически, на склонение, скажем, от генетической организации в природе. Общение как процесс должно постоянно поддерживаться творческими усилиями его участников по оформлению содержания собственного сознания и пониманию других людей. Самый величественный продукт культуры, который обеспечивает коммуникацию, — Слово. Язык, устный и письменный, является древним и вечно молодым работающим изобретением культуры. И пусть поэт сказал когда-то, что «мысль прореченная является неправдой», потенциал словесно знакового способа общения человечество еще не исчерпало. В значительной мере оно подчинило себе и превратило наглядно образную коммуникацию (показ, передачу образов и чувств, через внушение, сопереживание, и тому подобное).
Трансляционная функция культуры. Это, в сущности, та же коммуникация, но развернутая в социально историческом времени и пространстве. Под трансляцией нужно понимать, прежде всего функцию передачи социального опыта от одного поколения людей к другому, от эпохи к эпохе. Культура обеспечивает преемственность человеческого существования для многих поколений, создавая более или менее надежную защиту от экологических законов регуляции жизни. Это объясняет, в частности, постоянный рост населения Земли, серьезное влияние, на который может иметь только культурный фактор.
Трансляция культуры чрезвычайно многоплановая. Чаще в ней выделяют духовный и материальный компоненты. Духовная, или субъектная трансляция иногда называется человека творческой функцией культуры, потому что она направлена на формирование личности в диапазоне, приемлемом для данного общества. На эту сторону трансляции работают все социальные институты и отношения, которые мы привыкли называть системой воспитания и образования.
Материальная, или предметная сторона культурной трансляции выражается в том, что мы наследуем и принимаем как таковой мир искусственно созданных предметов, сооружений, механизмов. Среда существования человека все в большей степени благодаря механизмам культурной преемственности превращается в технологическую сферу. Особенное значение для культурного выживания человечества имеют механизмы наследования технологических знаний. Именно передача «мозаики технологий» от поколения к поколению сформировала потребность не просто в словах, а в понятиях о предметах и процессах, вовлеченных в человеческую деятельность.
Функция трансляции, вместе с тем, имеет свои особенности в передаче информации. Очевидно, что объем социальной культурной памяти постоянно растет, но и он не безграничен. Выходя за рамки коммуникации, эта функция предусматривает обязательный выбор и отбор материала, который передается. А поскольку жизненные цели и потребности людей переменчивы, накопленный культурный багаж постоянно испытывает переоценку, идет процесс пересмотра. Нельзя отрицать и возможность потери культурной информации.
Функция трансмутации может быть определена как творческая функция культуры. Мутацией называют реорганизацию структур воссоздания информации, перестройку самого аппарата носителей информации. Чтобы жизнь людей в обществе была стойкой, необходимо разнообразие форм культурной преемственности. Сохранение социальной системы через усиление разнообразия элементов и связей между ними — такое основное назначение данной функции культуры. Например, в примитивных обществах имя человека или предмета никогда не было случайным, поскольку в них воплощалась предполагаемая «программа» поведения, действий. Однако сведения, которые накапливаются, в связи с их значимостью для человеческого содружества, не могли оставаться достоянием лишь индивидуального опыта. Поэтому возникли новые, сверхиндивидуальные каналы передачи культурной информации, в частности миф, а значительно позже — наука.
Дополнительно можно указать такие функции культуры, как нормативно-регулятивная, сигнефикативная, игровая, рекреативная, формирующая стиль. Некоторые исследователи считают, что культура выполняет также «репрессивную» функцию — через подавление биологической агрессивности человека социальными средствами или превращение ее в социально приемлемые формы.
Кроме этого, среди других следует назвать познавательную (гносеологическую, мыслетворческую), экспрессивную (которая дает возможность «увидеть» внутренний мир индивида), этическую, идентификационную и консолидационную функцию культуры.

Культура, как способ организации общественной, групповой и индивидуальной жизни, допускает возможность самых разнообразных решений человеческих проблем, приспособления к условиям социального времени и пространства. Какие же функции должна выполнять культура, чтобы обеспечить, с одной стороны, стабильность общественного бытия людей, а с другой — новые подходы к переменчивому миру?
В связи со структурной сложностью культуры ее социальные функции многочисленные и системно взаимосвязанные. Ведущими среди них являются функции коммуникации, трансляции и транс мутации. Другие задания культуры подчинены этим функциям или дополняют и конкретизируют их.
Коммуникативная функция культуры. Суть этой функции заключается в том, что рядом с биологическими формами общения, а затем вместо них, или, усовершенствуя их, люди создают все новые и новые способы обмена данными, мыслями, чувствами. Передача культурной информации не обеспечивается автоматически, на склонение, скажем, от генетической организации в природе. Общение как процесс должно постоянно поддерживаться творческими усилиями его участников по оформлению содержания собственного сознания и пониманию других людей. Самый величественный продукт культуры, который обеспечивает коммуникацию, — Слово. Язык, устный и письменный, является древним и вечно молодым работающим изобретением культуры. И пусть поэт сказал когда-то, что «мысль прореченная является неправдой», потенциал словесно знакового способа общения человечество еще не исчерпало. В значительной мере оно подчинило себе и превратило наглядно образную коммуникацию (показ, передачу образов и чувств, через внушение, сопереживание, и тому подобное).
Трансляционная функция культуры. Это, в сущности, та же коммуникация, но развернутая в социально историческом времени и пространстве. Под трансляцией нужно понимать, прежде всего функцию передачи социального опыта от одного поколения людей к другому, от эпохи к эпохе. Культура обеспечивает преемственность человеческого существования для многих поколений, создавая более или менее надежную защиту от экологических законов регуляции жизни. Это объясняет, в частности, постоянный рост населения Земли, серьезное влияние, на который может иметь только культурный фактор.
Трансляция культуры чрезвычайно многоплановая. Чаще в ней выделяют духовный и материальный компоненты. Духовная, или субъектная трансляция иногда называется человека творческой функцией культуры, потому что она направлена на формирование личности в диапазоне, приемлемом для данного общества. На эту сторону трансляции работают все социальные институты и отношения, которые мы привыкли называть системой воспитания и образования.
Материальная, или предметная сторона культурной трансляции выражается в том, что мы наследуем и принимаем как таковой мир искусственно созданных предметов, сооружений, механизмов. Среда существования человека все в большей степени благодаря механизмам культурной преемственности превращается в технологическую сферу. Особенное значение для культурного выживания человечества имеют механизмы наследования технологических знаний. Именно передача «мозаики технологий» от поколения к поколению сформировала потребность не просто в словах, а в понятиях о предметах и процессах, вовлеченных в человеческую деятельность.
Функция трансляции, вместе с тем, имеет свои особенности в передаче информации. Очевидно, что объем социальной культурной памяти постоянно растет, но и он не безграничен. Выходя за рамки коммуникации, эта функция предусматривает обязательный выбор и отбор материала, который передается. А поскольку жизненные цели и потребности людей переменчивы, накопленный культурный багаж постоянно испытывает переоценку, идет процесс пересмотра. Нельзя отрицать и возможность потери культурной информации.
Функция трансмутации может быть определена как творческая функция культуры. Мутацией называют реорганизацию структур воссоздания информации, перестройку самого аппарата носителей информации. Чтобы жизнь людей в обществе была стойкой, необходимо разнообразие форм культурной преемственности. Сохранение социальной системы через усиление разнообразия элементов и связей между ними — такое основное назначение данной функции культуры. Например, в примитивных обществах имя человека или предмета никогда не было случайным, поскольку в них воплощалась предполагаемая «программа» поведения, действий. Однако сведения, которые накапливаются, в связи с их значимостью для человеческого содружества, не могли оставаться достоянием лишь индивидуального опыта. Поэтому возникли новые, сверхиндивидуальные каналы передачи культурной информации, в частности миф, а значительно позже — наука.
Дополнительно можно указать такие функции культуры, как нормативно-регулятивная, сигнефикативная, игровая, рекреативная, формирующая стиль. Некоторые исследователи считают, что культура выполняет также «репрессивную» функцию — через подавление биологической агрессивности человека социальными средствами или превращение ее в социально приемлемые формы.
Кроме этого, среди других следует назвать познавательную (гносеологическую, мыслетворческую), экспрессивную (которая дает возможность «увидеть» внутренний мир индивида), этическую, идентификационную и консолидационную функцию культуры.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz