Мои любимые книги |
Обратимся к научному познанию и к военно-научному исследованию как к процессу. Он включает в себя 2 основных уровня – эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень – исследуемый объект отражается со стороны внешних связей, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Опытное исследование непосредственно направлено на объект. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация и классификация – основные приемы и средства – сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. При этом опыт не бывает слепым, он планируется и конструируется теорией. Теоретический опыт – опирается на силу абстрактного мышления, проникает в сущность явлений путем рациональной обработки данных опыта. Признаки теоретического познания: создание теоретической модели, общей картины и ее углубленный анализ. При этом широко используются такие познавательные приемы как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, внутринаучная рефлексия. Оба уровня познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. И недопустима абсолютизация одного из уровней в ущерб другому. Рассматривая теоретическое познание определим его структурные компоненты, определяющие динамику научного знания. К ним относятся научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научный факт – факт, описанный в научных терминах и поддающийся проверке. Проблема – форма знания, рожденная из потребности объяснить факт. Это своего рода знание о незнании, вопрос требующий ответа. Правильно поставить проблему – значит поставить вопросы и определить средства их решения. Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе на ряде факторов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин и становится научной истиной. Теория – высшая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности (механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Энштейна). Теория должна удовлетворять 2-м требованиям: непротиворечивости и экспериментальной проверяемости. В ней выделяются следующие структурные элементы: 1. Исходные основания – понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы; 2. Идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств предметов (“идеальный газ”); 3. Логика теории; 4. Совокупность законов данной теории; Ключевой элемент теории – закон. К числу основных функций теории относятся функции: синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая. Военно-научное исследование идет по той же схеме, специфика заключается в области исследования – военной деятельности. В повышении качества научного исследования важен правильно выбранный метод. Метод (греч. “путь к чему-либо”) это совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Иначе говоря, способ, инструмент с помощью которого добывается знание. Метод разрабатывается на основе определенной теории. И в познании выступает как система регулятивов. Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразие методов. Но в рамках лекции мы рассмотрим методы науки. По степени общности методы делятся на: 1. Общественные методы (системный, структурно-функциональный, вероятностный, моделирование, формализация) 2. Частнонаучные методы – применяются в отрасли науки соответствующей данной форме движения материи ( механики, физики, химии, биологии, социальных наук). 3. Дисциплинарные методы. 4. Методы междисциплинарного исследования. По функциональному значению методы бывают методами эмпирического исследования. Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений действительности. Сравнение , предметное обследование (измерение) и эксперимент включают активное вмешательство в протекание изучаемых процессов. Среди научных методов теоретического исследования выделяют: 1. Формализацию – отображение содержательного знания в формализованном языке. 2. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся аксиомы из которых все положения теории выводятся логическим путем. 3. Гипотегико-дедуктивный метод – метод, сущность которого в создании системы гипотез, из которых дедуктивно выводятся утверждения об опытных фактах. В научном исследовании широко используются и общелогические методы: 1. Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на части, и синтез – их объединение в единое целое. 2. Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств с выделением интересующих исследователя свойств. 3. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов не существующих в действительности. 4. Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (обобщениях) и дедукция – обратный процесс. 5. Аналогия – установление сходства в сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. 6. Моделирование – метод исследования объекта путем воспроизведения его характеристик на другом объекте - моделе-аналоге имеющем подобие с объектом. 7. Системный подход - совокупность общенаучных методов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. В познании военных явлений используется весь арсенал методов выработанных человечеством. Но при этом обладают своей спецификой. Методы формирующие эмпирическое военное знание - военное наблюдение и разведка. Наблюдение в боевой обстановке сливается с разведкой. Объектом которой является противник. Важно и предметное обследование военных явлений: · Обследование местности и противника; · Технические проверки вооружения; · Полевая поездка; А так же опрос или допрос. Особое значение военному эксперименту - военно-техническому /социальному/ оперативно-тактическому. В рамках военно-теоретического исследования используются приемы компьютерного моделирования поля боя, математические методы построения моделей системы управления огнем, расчета марша. Количественные исследования на основе теории вероятности, теории алгоритмов. |