Мои любимые книги

 Человек  –  существо  социальное.  Но  в  то  же   время   и   высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.        Как  и  всякий  биологический  вид,  Homo   sapiens   характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из  этих  признаков  у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах.  На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например,  нормальная  продолжительность  жизни  человека  в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того,  что  он  не  страдает наследственными заболеваниями и не будет  подвергаться  пагубному  внешнему воздействию,  такому  как  инфекционные  заболевания,  дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида,  которая,  однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.        Подобно  другим  биологическим  видам,   человек   имеет   устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о  человеке,  понятием «расы». Расовая дифференциация людей  связана  адаптацией  различных  групп людей, населяющих различные регионы планеты, и  выражается  в  формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы  относится к единому виду Homo sapiens и обладает  свойственными всем людям биологическими параметрами.        Каждый человек по своей природе  индивидуален  и  неповторим,  каждый имеет  свой  собственный  набор  генов,  наследуемых   им   от   родителей. Уникальность человека усиливается  и  в  результате  влияния  социальных  и биологических факторов в процессе развития,  ибо  каждый  индивид  обладает уникальным жизненным опытом.  Следовательно,  род  человеческий  бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.         Индивидуализация – общебиологическая  закономерность.  Индивидуально- природные  различия  у   человека   дополняются   различиями   социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией  социальных функций,  а  на  определенном  этапе  общественного  развития  –  также   и различиями индивидуально-личностными.        Человек включен сразу в два мира: мир природы  и  мир  общества,  что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.        Аристотель называл человека политическим животным,  признавая  в  нем сочетание  двух   начал:   биологического   (животного)   и   политического (социального). Первая проблема заключается  в  том,  какое  из  этих  начал является доминирующим, определяющим в  формировании  способностей,  чувств, поведения, действий человека и  каким  образом  осуществляется  взаимосвязь биологического и социального в человеке.        Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая,  что  каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы,  тем  не  менее,  постоянно группируем людей по  различным  признакам,  одни  из  которых  определяются биологически,  другие  –   социально,   а   некоторые   –   взаимодействием биологического и социального. Возникает  вопрос,  какое  значение  в  жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и  группами людей?        В  ходе  дискуссий  вокруг  этих  проблем  выдвигаются,  подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции,  вырабатываются  новые линии    практического    действия,    способствующие     совершенствованию взаимоотношений между людьми.        К.Маркс   писал:   «Человек    является   непосредственно   природным существом. В качестве природного существа…  он…наделен  природными  силами, жизненными  силами,  являясь  деятельным  природным  существом;  эти   силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…»[1] Такой подход нашел обоснование и развитие  в  трудах  Энгельса,  который  понимал биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для объяснения истории и самого человека.        Марксистско-ленинская  философия   показывает   значение   социальных факторов наряду с биологическими – те, и другие играют  качественно  разные роли  в  определении  человеческой  сущности  и  природы.  Она   раскрывает доминирующее  значение  социального,  не  игнорируя  биологическую  природу человека.        Пренебрежительное отношение  к  биологии  человека  недопустимо.  Тем более что  биологическая  организация  человеческого  существа  есть  нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут  оправдать  ни  насилия  над ней, ни евгенических проектов ее переделки.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz