Мои любимые книги

Основные концепции пространства и времени

 

1. Категорийные концепции - субстанциальная и реляционная.
В истории философии существуют две точки зрения об отношении пространства и времени к материи [1, стр.450]. Первую из них можно условно назвать субстанциальной (от лат. substantia - то, что лежит в основе; сущность) концепцией. В ней пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.
Вторую концепцию именуют реляционной (от лат. relatio - отношение). Её сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.
С точки зрения признания объективности пространства и времени обе эти концепции равноценны. Если говорить об их естественнонаучной обоснованности, то в XVII-XIX веках явное преимущество было на стороне субстанциальной концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. В электродинамике в пользу существования абсолютного пространства свидетельствовала гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наконец, сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства был факт единственности эвклидовой геометрии. А это как бы подтверждало вывод, следовавший из субстанциальной концепции, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия материальных систем.
Сходство (равноценность) и различие субстанциальной и реляционной концепций можно пояснить на следующем аллегорическом примере. Субстанциальность - категория, которая рассматривает пространство и время как декорации, на фоне которых происходит вселенское действо - движение голой материи. Реляционность - категория, которая рассматривает пространство и время как костюмы участников вселенского действа, происходящего на голой сцене. Обе категории удовлетворительно отражают единообразную особенность движущейся материи, но каждая придает её свой колорит. Именно поэтому субстанциальную и реляционную концепции правильнее именовать разновидностями одной категорийной концепции пространства и времени, тем более, если учесть известное определение понятия "категории" [2]:
"Категории (от греч. kategoria - высказывание, признак) в философии, предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме".
 2. Релятивистская концепция.
Общепринятое мнение [3]: "Вещество и пустое пространство - наполненное и пустота - представляют собой два фундаментально различающихся понятия, на которых построен атомизм Демокрита и Ньютона. В общей теории относительности эти два понятия превращаются в одно. Массивное тело не может существовать, не создавая гравитационного поля, проявляющего себя в искривлении окружающего это тело пространства. Не следует, тем не менее, считать, что поле "наполняет" пространство, и тем самым искривляет его. Одно не может быть отдельным от другого: поле само по себе является искривленным пространством! В общей теории относительности гравитационное поле и структура, или геометрия, пространства воспринимается как одно и то же понятие. В уравнениях поля Эйнштейна им соответствует одна и та же математическая величина. Следовательно, в теории Эйнштейна вещество не мыслится вне этого гравитационного поля, а гравитационное поле не мыслится без искривленного пространства. Таким образом, вещество и пространство воспринимаются как непрерывно связанные понятия и даже более того, - как взаимосвязанные частицы единого целого".
Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний [1]. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних определяют их основные свойства. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания - движущейся материи - указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.
СТО возникла как результат попыток А. Эйнштейна распространить действие физического принципа относительности, известного еще со времен Галилея, на законы электродинамики, которые рассматривались как противоречащие последнему. Эйнштейн справился с этой задачей, но цена, которую он был вынужден заплатить за обобщение принципа физической относительности и распространение его на все законы физики, заключалась в пересмотре ньютоновских пространственно-временных представлений. СТО показала, что многие пространственно-временные свойства, считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически являются относительными. Так, в СТО утратили свой абсолютный характер такие пространственно-временные характеристики, как длина, временной интервал, понятие одновременности. Все эти характеристики оказались зависящими от взаимного движения материальных объектов.
Если в СТО принцип относительности был связан только с инерциальными системами отсчета, то общая теория относительности явилась результатом распространения действия принципа относительности и на неинерциальные системы отсчета. Это в свою очередь привело к установлению тесной зависимости метрических свойств пространства-времени от гравитационных взаимодействий между материальными объектами. В СТО было установлено, что геометрические свойства пространства-времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется.
Считается, что основное философское значение теории относительности состоит в следующем:
1. Теория относительности исключила из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциальной трактовки пространства и времени как самостоятельных, независимых от материи форм бытия.
2. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя.
3. Теория относительности категорически отвергла субъективистские, априористские трактовки сущности пространства и времени, которые противоречили её выводам.
Говоря о том, что теория относительности подтвердила понимание пространства и времени как коренных форм существования материи, нельзя думать, что теория относительности положила конец философским спорам об истолковании пространства и времени. Решив одни проблемы, теория относительности поставила другие. Философские споры вокруг теории относительности возникли сразу же при её создании и не утихают по настоящее время.
Наиболее ретивые последователи А. Эйнштейна и Х.А. Лоренца вообще считают время чуть ли не свойством пространства. И опять возникает неоднозначность понятия времени, как отголосок субстанциальных концепций. Время не может быть производным от пространства. Это пространство производно от материи. Именно материальные вещи своей протяженностью порождают пространство. Когда корреспондент американской газеты "Нью-Йорк Тайме" в апреле 1921 г. спросил Эйнштейна, в чем суть теории относительности, он ответил: "Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время". Но материя не может быть недвижущейся, и только движение материи, её постоянное изменение, взаимодействие материальных объектов требует временной характеристики. Время свойство движения.
Ряд философски мыслящих ученых попытались развить субъективистские версии трактовки пространства и времени, опираясь на теорию относительности. Связь пространства и времени с тяготением была истолкована как их полная тождественность, что привело к попыткам геометризации всех других видов физических полей (основание для такой трактовки физических полей дал сам Эйнштейн). Такой подход к пониманию сущности пространства и времени вел к пониманию пространства и времени как исходной физической реальности, исходной субстанции, которая порождает, обусловливает все физические свойства реального мира. Подобно тому, как в концепции энергетизма исходным понятием оказалось движение, оторванное от понятия материи, в геометрической картине мира исходной субстанцией оказались пространство и время, оторванные от материи.
Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность, изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, однородность, необратимость, одномерность.
Что касается таких свойств, как длительность времени и протяженность пространства, то их трудно называть свойствами, поскольку они совпадают с самой сущностью пространства и времени. Ведь протяженность и проявляется в способности тел существовать одно подле другого, а длительность в способности существовать одно после другого, что и выражает сущность пространства и времени как форм существования материи.
К наиболее характерным свойствам пространства относится его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Время одномерно, ибо для фиксации положения события во времени достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в пространстве или времени имеется в виду определение его координат по отношению к другим событиям и объектам. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений. Понятие многомерного пространства является чисто математическим понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы. Если же речь идет о фиксации события в реальном физическом пространстве, то при использовании любой системы координат трех измерений всегда будет достаточно. И хотя до сих пор вопрос об обосновании трехмерности пространства является открытым вопросом, решение его должно лежать в установлении связи трехмерности с фундаментальными физическими процессами.
К специфическим свойством пространства относятся однородность и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность - равноправность всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов. Свойства однородности пространства и времени и изотропности пространства теснейшим образом связаны с фундаментальными физическими законами, и прежде всего с законами сохранения. Они и лежат в основании самого принципа физической относительности.
Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов. Некоторые философы усматривают связь необратимости времени с необратимостью термодинамических процессов и с действием закона возрастания энтропии. В микрофизике необратимость времени связывается с характером законов квантовой механики. Существуют также космологические подходы к обоснованию необратимости времени. Наиболее широкое распространение получила причинная концепция времени; её сторонники считают, что при обратном течении времени причинная связь оказывалась бы невозможной.
Специфично проявление времени и пространства в микромире, живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространств.
 3. Пространство-время - искусственно совмещенный континуум.
Во всей истории изучения материи и способов её разложения на составляющие элементы (например, на формы движения материи) есть одна тонкость, которая в начале прошлого века переросла в глобальную катастрофу не только для физики, но и для науки в целом.
Спокон веку пространство и время рассматривались как некие совершенно самостоятельные сущности, стоящие поодаль от материи. Фактически получалось, что кроме движущейся материи существовало ещё два нечто, на фоне или внутри которых совершались все мыслимые и немыслимые явления природы. Это несколько диссонировало с основополагающей идеей диалектического материализма о всеобщей и полной материальности, но никто на это внимания не обращал.
ХХ век сильно встряхнул вялотекущие обсуждение и мелкие уточнения понятий пространства и времени. Попытка объяснить частную модельную гипотезу нидерландского физика Х.А. Лоренца, доказывающую инвариантность уравнений Максвелла, подтолкнула французского математика А. Пуанкаре (1905) к наделению пространства свойством четырехмерности. Зачем? Чтобы с помощью передовых на то время математических приемов связать пространство и время воедино, добавив в инвариант четвертую координату, но превратив пространственную во временную, к тому же ещё и мнимую! Думаете нереально? Легко, если вспомнить, что незадолго до этого итальянский математик Э. Бельтрами (1868) впервые продемонстрировал миру могущество изрядно подзабытой "воображаемой" геометрии Н.И. Лобачевского (1826). Всего лишь было нужно знаменитый радикал (корень квадратный) Лоренца Ö 1-(v/c)2 сделать похожим на радикал гиперболического косинуса! Полная же тождественность двух радикалов с далеко идущими физическими последствиями была обеспечена введением нескольких дополнительных искусственных постулатов, что позволило превратить обыкновенный математический параметр у/х в приемлемое для преобразований Лоренца отношение v/c.
А вот далеко идущие последствия математического трюка обеспечил Эйнштейн, позаимствовавший у Лоренца и Пуанкаре все (!) разработанные ими идеи. 1905 год, именно с него началось активно пропагандируемое шествие по науке так называемой специальной теории относительности (СТО), связавшей две совершенно разные категории (пространство и время) в единое целое. Когда Эйнштейну удалось в этот же узел вплести и массу (1915), как олицетворение всей материи, с помощью уравнений, предложенных немецким математиком Д. Гильбертом (1915), в игру вступила общая теория относительности (ОТО). В результате всех манипуляций пространство и время оказались объединенными в единый континуум, форма и свойства которого диктовалась в нем же распределенной массой.
Бессмысленность и никчемность СТО и ОТО прекрасно разъяснены в монографии А.И. Вейника "Теория движения" (1969; см. параграфы 46 "Уравнения Максвелла" и 47 "Преобразования Лоренца"), к сожалению так и не вышедшей в печать [Вейник А.И., "Теория движения", Минск: Наука и техника, 1969. Книга прошла набор, две корректуры и цензуру Главлита. Отпечатано 3 пробных экземпляра... Один из них властями случайно не уничтожен]. Известно о находившейся в типографии МВО БССР ещё одной юмористической книги А.И. Вейника "Похвальное слово энтропии" (1969), написанной в стиле "Похвального слова глупости" Эразма Роттердамского и посвященной главным образом теории относительности. Она была в наборе, но уничтожена вместе с рукописью.
 4. Гипотезы о материальности пространства и времени.
Главным постулатом теории белорусского теплофизика, члена-корреспондента АН БССР, доктора технических наук А.И. Вейника является утверждение о том, что Вселенная состоит только из вещества и его поведения, которые могут быть найдены лишь опытным путем. "Природа бесконечно изобретательна и невообразимо сложна. Однако этой сложности отвечает гениально простая и вместе с тем изощренно своеобразная однотипность устройства всех ее бесчисленных звеньев" [5, стр.271].
Оставив в стороне неопределенности категорийных подходов к фундаментальным понятиям философии, Вейник высказал гипотезу о включении времени и пространства в естественные характеристики вещества и его поведения. Причину введения своей неординарной гипотезы он объяснил следующим образом: "мир един и подчиняется единым законам" [6, стр.77], перед которыми все формы движения материи равноправны [4]:
"В современной физической теории господствуют представления, частично восходящие к Ньютону, а частично - к теории относительности. Эйнштейн побудил рассматривать пространство и время как единое и непрерывное целое - четырехмерный континуум, а Ньютон - как некие абсолютные эталоны, существующие вне зависимости от чего бы то ни было внешнего. До сего момента, следуя Ньютону, принято считать, что материя существует в пространстве и времени.
В противоположность этому в ОТ пространство - это самостоятельная простая форма метрического вещества, а время - это количественная мера активности поведения другой самостоятельной простой формы вещества - хрональной. Обе частные формы явлений - метрическая и хрональная - суть конкретные рядовые равноправные формы, каковых во Вселенной великое множество. Поэтому всунуть все существующее, всю необъятную Вселенную, в эти частные формы и меры в принципе невозможно".
Кроме того [5, стр.105]: "Выражение “материя существует в пространстве и времени” в некотором смысле отделяет материю от пространства и времени, как бы противопоставляет одно другому, что по существу неверно. Эта точка зрения перешла к нам от великого Ньютона, который писал в своих знаменитых “Началах”: “Время и пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего”".
И далее [6, стр.230]: "Если время и пространство существуют, то... их нельзя, как за скобки, вынести за пределы Вселенной - в таком вынесении я вижу нарушение элементарных правил логического мышления. Таким образом, время и пространство по необходимости суть некие сугубо частные характеристики вещества и его поведения. Такое понимание включает время и пространство в общий круговорот бесчисленных равноправных явлений природы, этот шаг будет иметь колоссальные последствия для теории и практики".
Однако необходимо отчетливо понимать, что пространство и время имеют существенно различный ранг. Это легко видеть из правила аддитивности (сложения): пространство способно суммироваться, следовательно, оно является веществом (в некоторых случаях, массой), а не поведением, причем простым веществом, ибо его не удается разложить на более простые составляющие. Время же является характеристикой поведения (т.е. величиной, обратной хрональному потенциалу) так называемого "хронального" вещества, о чем будет подробнее рассказано ниже.
Различие в рангах поясню на бытовом примере. Предположим, неделю назад Вы купили кирпичи для строительства дома. Сложив два кирпича, Вы получите блок двойного объема. Следовательно, кирпич - это вещество. Если сложите два "возраста" (по одной неделе) этих кирпичей, то у Вас не получится блока, которому от роду две недели! Если бы так было, то к концу строительства дома его возраст исчислялся бы множеством лет и его пришлось бы ломать из-за ветхости. Следовательно, время имеет свойства потенциала. А если учесть, что за спиной любого потенциала абсолютно в любом случае стоит вещество (материя), то станет понятным, почему за спиной времени Вейник увидел особое хрональное вещество, элементарную частицу которого он назвал хрононом (Впервые этот термин появился в 1968 году, когда ему удалось опубликовать свою знаменитую "Термодинамику" [7, стр.54], за научную крамолу изъятую из торгов и библиотек Белоруссии и по приказу председателя Госкомитета СМ БССР уничтоженную "посредством сожжения").
  4.1. Вейник о пространстве.
Установив факт существования метрического вещества - пространства, Вейник закономерно придал ему все те общие свойства, которыми обладает любое вещество, тем самым подчеркнув, что пространство есть объективная реальность, оно абсолютно.
Главным свойством пространства служит протяженность. Этим свойством пространство наделяет все тела, в состав которых входит. Благодаря наличию этого свойства мы не можем сказать, что метрическое вещество заполняет некое вместилище, например некое пустое пространство, наподобие пустого ящика без стенок, ибо пустого пространства в природе нет и не может быть. Пустое пространство равносильно пустому веществу, то есть отсутствию вещества, а отсутствие пространственного вещества есть отсутствие самого пространства. Следовательно, имеется только вещественное пространство, вне этого вещества не может быть и свойства протяженности. Все остальные вещества природы, включая хрональное, существуют внутри пространства, как бы "размазаны" в нем. Специфическим свойством протяженности они не обладают, ибо это свойство есть прерогатива одного лишь пространства.
Другое важнейшее специфическое свойство метрического вещества, являющееся следствием протяженности, заключается в том, что в пространстве всё располагается "в смысле порядка положения" (Ньютон). Это значит, что в данной точке пространства не могут одновременно находиться две порции метрического вещества. Одна порция может попасть в эту точку только путем вытеснения из нее второй порции. В противоположность этому в данной точке пространства может находиться любое число порций всех остальных простых веществ, ибо они не обладают свойством протяженности.
Наконец, отсюда непосредственно вытекает еще третье важнейшее специфическое свойство. Суть его сводится к тому, что взаимное вытеснение, замещение различных порций возможно только в том случае, если тела, содержащие метрическое вещество, обладают способностью перемещаться, двигаться друг относительно друга.
Теперь рассмотрим конкретный физический смысл, вложенный в понятие метрического вещества и метрического потенциала.
Поскольку главное специфическое свойство пространства - это протяженность и поскольку мы живем в трехмерном мире, постольку сразу же возникает идея о том, чтобы в качестве меры количества метрического вещества выбрать некий объем. Однако объем мы привыкли измерять с помощью линейного размера, взятого в третьей степени. Очевидно, что такая сложная конструкция, не удовлетворяющая важнейшему требованию специфичности, не может служить метрическим веществом.
Для определения физического смысла метрического вещества придется обратиться к третьему важнейшему специфическому свойству пространственного (метрического) вещества, оно вытекает из второго, заключающегося в существовании порядка положения. Чтобы соблюдать порядок положения, тела должны перемещаться, двигаться, только таким способом они могут вытеснять друг друга со своих мест. Благодаря этому в рассмотрение естественно вовлекается классическая механика с её обширным кругом блестяще отшлифованных понятий и законов. Среди этих понятий нас в первую очередь должно интересовать то, что является мерой количества вещества применительно к перемещению, движению. Известно, что такой мерой служит масса m, измеряемая в килограммах.
Это понятие сложилось не сразу. Оно формировалось в течение нескольких поколений, начиная с Аристотеля и Герона и вплоть до Коперника, Гильберта, Кеплера. Непосредственные предшественники Ньютона (Декарт и Гюйгенс) ещё путали понятия количества вещества и веса. В 1638 году итальянский ученый Дж.Б. Бальяни впервые четко разграничил понятие веса и массы тела и указал на пропорциональность веса массе. Но дальше всех пошел Ньютон в своих "Началах", он массу определил как меру "количества материи" и успешно применил её в своих законах механики.
Масса хорошо описывает третье важнейшее свойство метрического вещества - перемещение, движение. Она пригодна также для полного определения двух первых главных свойств этого вещества - протяженности и порядка положения. Масса удовлетворяет и требованию специфичности. Следовательно, её вполне можно избрать на роль метрического вещества истинно простого метрического явления. Разумеется, будучи мерой количества метрического вещества (метрической формы материи), масса не в состоянии охарактеризовать всю материю в целом, все её разнородные формы.
Согласно теории Вейника, пустоты в природе не существует. Всё, в целом непрерывное, пространство образовано метрическим веществом, обладающим свойством протяженности и состоящим из большого множества отдельных его порций, или квантов. Это вещество может находиться либо в пассивном состоянии, либо в активном, возбужденном состоянии. В реальных условиях кванты активного пространства чередуются в каком-то порядке с квантами пассивного. При сжатии поршнем, например, газа в цилиндре пассивное метрическое вещество беспрепятственно проходит сквозь поршень, а активное сжимается, поднимая тем самым давление в цилиндре (в данном случае речь идет только о пространственном веществе, остальные свойства газа не рассматриваются).
"Как и всякое истинно простое вещество, метрическое на уровне наномира излучает соответствующее нанополе, представляющее собой вещество взаимодействия и имеющее силовые свойства. Именно метрическое нанополе ответственно за взаимодействия, которые ныне именуются гравитационными и инерционными...
На уровне микромира метрическое, подобно всем другим веществам, имеет дискретную, зернистую, порционную, квантовую структуру. Мера количества метрического вещества, содержащегося в одной порции, или метриант, сейчас пока неизвестна. О конфигурации и сопряжении между собой отдельных метрических порций (квантов) вещества, обусловленном их конфигурацией, говорить бессмысленно, ибо вне кванта пространства свойство протяженности отсутствует вовсе.
В макромире метрическое вещество обладает континуальными свойствами и наделяет макроскопические тела, в состав которых входит, свойствами протяженности и порядка положения, способностью перемещаться и т.д. Многие другие свойства метрического явления, особенно в его связи с хрональным, обсуждаются ниже. Здесь целесообразно сделать несколько кратких замечаний, касающихся сравнительных свойств пространства и времени" [6, стр.250].
  4.2. Вейник о времени.
Время являлось и является одной из самых жгучих загадок бытия. Обсуждению понятия времени посвящено неисчислимое множество страниц древних и более поздних авторов, однако понятнее оно от этого не стало. И только в последние десятилетия удалось подобраться к рубежу, когда, наконец, появилась реальная возможность перейти от общих рассуждений к качественному и количественному анализу свойств этого интереснейшего понятия - времени. Вспомним В.И. Вернадского [8, стр.81]: "Наука ХХ столетия находится в такой стадии, когда наступил момент изучения времени, так же как изучается материя и энергия, заполняющие пространство".
Вейник высказал предположение о существовании в природе некого истинно простого хронального явления (от греческого chronos - время), которое распадается на составляющие хрональное вещество и его поведение.
Хрональное, как и все прочие явления, обладает всеми теми главными свойствами, о которых уже говорилось: объективностью, абсолютностью и т.д. Главным специфическим свойством хронального явления служит длительность, или протяженность во времени. Присутствуя в теле, оно наделя… Продолжение »
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz