Мои любимые книги

Материальное и идеальное: специфика и взаимосвязь

 

Сознание есть не только порождением материи, а и ее относительной противоположностью, в определенном смысле даже ее преодолением. Это выражается в том, что за образом своего бытия сознание не материальное, а идеальная. Материальное — это то, что существует как объективная реальность. Материя имеет качество субстанциональности, то есть самобытие. Она существует в пространстве и времени, находится в постоянном движении, бесконечном процессе изменений и развития, самая из себя порождает все разнообразие своих свойств.
Сознание — это не объективная, а субъективная реальность. Она есть тем " для-себя-бытием", которое возникает на наивысшем уровне развития материи. Это не означает, что сознание замкнуто в себе, как это трактует субъективный идеализм. Наоборот, она есть тем "внутренним миром", который открыт миру внешнему. Она отображает этот внешний мир и в своей творческой деятельности так или иначе "отпихивает" от него, именно в нем находит свой исходный материал. Но то, что представляет содержание сознания и есть ее продуктом — ощущение, восприятие, представление, мысли, идеи, мечты — само по себе лишенное любых вещественных и вообще материальных характеристик.
Для в самом деле научной, диалектико-материалистичной философии неприемлемой есть позиция так называемого вульгарного материализма, типичными представителями которого в XIX ст. были немецкие природоисследователи Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешот, которые не видели качественного отличия идеального от материального, сводили первое к второй. По обыкновению как суть этой позиции приводят высказывание К. Фогта: "Мысль находится почти в таком же отношении к главному мозгу, как желчь к печени". Суть вульгарного материализма заключается в том, что отношение между материей и сознанием мыслятся наподобие отношений между ней и другими ее свойствами — физико-химическими, биологическими; делаются попытки объяснить мысль, отпихивая только или преимущественно от слога, структуры, функционирование мозга. Проявления такого вульгарно-материалистичного подхода случаются и в наше время, когда, например, уподобляют человеческое мышление с операциями, выполняемыми компьютерной техникой. В определенных, точно определенных границах такая аналогия может быть проведена, потому что, как было уже сказано, возможное моделирование математических и формально-логических операций, но вне этих границ аналогия между человеком и машиной есть неправомерной. Ведь мыслит не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга, да и не изолированный человек, а как член общества. Человек же имеет не только способность мыслить, а и разные нужды, интересы, желания, стремление, эмоции, переживание — и все это включается в структуру ее сознания. Сложнейшая машина — компьютер — этого лишенная, у нее нет субъективности, ей не присущий душевнисть и духовность. Компьютеры — это техника, и надо уметь правильно, эффективно ею пользоваться, позаботиться о том, чтобы она не была направлена против человечества.
Сознание обычно определяется как особое свойство высокоорганизованной материи. Как такая, она существенно отличается от других свойств материи и есть даже ее (материи) относительной противоположностью. Эту противоположность не нужно сводить в абсолют, отторгать сознание от материи. Это было бы ошибкой, противоположной той, которую делает вульгарный материализм, который отождествляет сознание с материей, идеальное с материальным.
Идеальное, как и вообще сознание, не имеет самобытия, не является субстанцией. Оно порождается материальным началом, зависит от него, "вписывается" в материальное единство мира.
Зависимость идеального от материального оказывается в трех отношениях: 1) идеальное (образи, мысли, идеи и т.п.) является продуктом деятельности материального органа ( человеческого мозга); оно строится на основе нервно-физиологических процессов, нейроди-намичних структур, которые образовываются в мозге; 2) идеальное имеет своим началом отображения объективного, материального мира; 3) идеальное отображение действительности возникает и функционирует на основе чувственно-предметной, материально-практической деятельности и общение между людьми, причем оно играет роль существенного звена в этой деятельности.
Зависимость психики, включая наивысшее ее проявление — сознание, от центральной нервной системы, от процессовысшей нервной деятельности неопровержимо приходится огромной совокупностью фактов, данных наблюдений и экспериментов. Основательные исследования закономерностей и механизмовысшей нервной деятельности животных и человека провели известные ученые I. Г. Сеченов, I. Г. Павлов, О. О. Ухтомский, М. О. Бернштейн, I. С. Бэре-Ташвили и др. Изучение структуры и деятельности главного мозга длится, открывая новые и новые их стороны.
За современными представлениями, наивысший отдел главного мозга человека, который непосредственно "заведует" психической деятельностью и сознанием, — это кора больших полушарий, которая составляется с 1315 миллиардов нервных клеток — нейронов, каждый с которых имеет несколько тысяч контактов (синапсив) с другими нейронами и может находиться в нескольких разных залогах. "Информационная вместительность" человеческого мозга, его познавательные возможности чрезвычайно большие. Даже найздибниша и найерудованиша человек, который усвоил колоссальное количество информации, использует лишь небольшую часть ( несколько процентов) возможностей своего мозга, которые практически безграничные.
В коре больших полушарий есть специализированы центры и участки, но вместе с тем мозг работает как целостная динамическая система, которая отмечается чрезвычайной пластичностью и широкими возможностями компенсации участков, которые по каким-то причинам обжига. В ее энергетическом обеспечении, наверное, большая роль принадлежит так называемой ретикулярной (ситкоподибний) формации, расположенной в стовбуровий части мозга. Полнота, разнообразие, интегральный характер психической деятельности, взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных процессов зависит от согласованной деятельности коры, подкорки, стовбурових структур.
Зависимость сознания от залога и деятельности мозга не вызывает сомнений относительно того, что с наступлением смерти и распадом мозга исчезает и сознание и что домыслы об "бессмертии души" лишенные любых оснований.
Признавая неопровержимо мозг органом мышления и, итак, сознания, надо снова подчеркнуть, что мыслит мозг не сам по себе, а человек, органом которой является мозг. И человек — это не "думающее устройство", а живое существо, вершина биологической эволюции, член общества, субъект практической деятельности, познание, общение, моральных и других отношений.
Человек не рождается с "душой", сознанием. Нельзя согласиться нет с учением Р. Декарта об "прирожденных идеях", ни с утверждением Дж. Локка, который в исходном залоге душа — это "чистая доска". Душа не передует своему определенному содержанию, а формируется вместе с ним1. Человек наследует не душу, не сознание, а лишь возможность стать мыслящим существом; становится она такой, овладевая человеческие формы и образа предметной деятельности, вступая у общения с другими людьми, усваивая исторически произведенные формы и содержание культуры.
У животных есть психика, "субъективность", но навряд или правильно приписывать им способность идеального отображения действительности. Идеальное характеризуется теми особенностями, о которых уже отмечалось при анализе сущности и структуры сознания: оно имеет предметную отнесенность и именно представляет собой "идеальную предметность": человек владеет и оперирует своими идеальными образами, понятиями как своей собственностью, своим достоянием, духовным богатством. Для понимания идеального как специфично человеческой формы отображения важно учесть такое обстоятельство: оно есть не только отображением имеющегося, данного, а и выявлением тех возможностей, которые кроются в этому имеющемуся, предусмотрением того, что должны появиться в результате целенаправленной людской деятельности. То есть в форме идеального — образов, понятий, замыслов, планов, идей — отображается не только сущее, а и надлежащее, действительность — не только такой, которой она есть, а и такой, которой она может и должна стать. Такое понимание идеального раскрывает тот аспект этого понятия, истоки которого можно найти уже в философии Платона: идеальное как представление о том образце, которому должна отвечать действительность, о полнейшем совершенстве.
Способность идеального отображения возникшая и розвинулася в процессе работы, который включает цилепокладання, планирование, предусмотрение результатов деятельности. Идеальное как такое (не говоря о его материальных воплощениях) существует лишь в человеческой голове, то есть субъективно, но оно неотрывное от человеческой предметной деятельности, от ее предметов и возникает, существует, функционирует в двуединном процессе опредметнення и розпредметнення. Этот процесс охватывает и превращение материального в идеальное ( в понимании отображения объективных предметов, их свойств, отношений и т.п. в человеческой голове), и превращение идеального в материальное, то есть воплощение, реализацию, материализацию идеальных целей, прообразов, замыслов, знаний человека. Он содержит и возвратный переход этого материализованного идеального в свою собственную, субъективную форму, когда люди, овладевая предметами, созданными человеком для человека, снова раскрывают для себя то, что было вложено в них их творцами, — определенные знания, замыслы, идеи и т.п.; в этом и состоит розпредметнення.
Идеальное воплощается, приобретает внешний, будто независимого от человека существования не только в предметах мира материальной культуры, а и в разных общественных учреждениях, отношениях, а также в знаковых системах, которые основываются прежде всего на использовании языки как наиболее универсальной, базовой знаковой системы. Книги, произведения искусства — это воплощения идеального в сфере духовной культуры. Конечно, сами по себе, кроме своей включености в процесс жизнедеятельности общества в процессе познания, общение, предметы любого рода, созданные человеком, — это просто материальные объекты. Идеальное, воплощаясь, материализуясь в том или другому предмете, будто "угасает" в нем. Но оно снова "вспыхивает", поскольку происходит его включения в процесс жизнедеятельности. Лишь в этом движении, преобразованиях, переходах от субъективного к объективному и наоборот существует идеальное. Попытки мыслить его как что-то "данное", "застывшее", такое, что "сидит" в мозге, ведут или к идеализму, или к вульгарному материализму.
Идеальное является продуктом не изолированного сознания отдельного человека (такое вообще невозможно), а диалектического взаимодействия индивидуального и общественного сознания. Идеальные образования — понятие, идеи, учение, теории, художественные образа, правовые и моральные нормы и т.п. — приобретают своеобразный сверхиндивидуальный бытие, независимый от каждого отдельного человека. Они фиксируются, передаются от поколения до поколения с помощью языки и всех воплощений материальной и духовной культуры. Прежде чем создавать что-то свое, отдельный человек должен овладеть этим идеальным богатством духовной культуры — путем образования и воспитания, общение с другими людьми, практического оперирования предметами, системами, в которых воплощенное определенное идеальное содержание.
Рассматривая сознание, традиционно употребляют такие понятия, как "душа", "дух". В христианском религиозном учении человека понимают как такое существо , которое имеет тело, душа и дух. Имеют ли эти понятие философский^-философское-научно-философское значение? Так, имеют.
Слово "душа" этимологически связанное с таким, как "дыхание", "дышать". Итак, в широчайшем понимании — это начало жизненности, то, что делает человека живым существом и притом именно с человеческими качественными признаками. "Душа" включает в себя все жизненные проявления человека, поскольку она имеет психику, сознание и особенно — эмоционально-моральную сферу, способность пения, чувство, сопереживание. Именно в этом понимании говорят об "душевнисть". И наоборот — об "бездушности", если человеку бракует этих качеств.
"Дух", "духовность" с научной точки зрения — это не проявление сознания, а тот ее "возвратное влияние" на материю, на котором более всего и найповнише проявляется ее относительная самостоятельность, ее творческая свобода, преодоление инертной стороны материального бытия. Итак, духовность — это единство индивидуально-оса-бистисного и социального начала. Создаваемые обществом познавательные (знание, наука), морально-этические, эстетичные ценности отбиваются сквозь собственную сознательную активность личности, ее способность свободного самоопределения, творческого отношения к действительности.
Как существо духовное человек — не пассивный продукт естественных и общественных обстоятельств, а творец, который делает эти обстоятельства предметом своего ума и своей воли. Понятие духовности неотделимое от понятий свободы, творческой активности, личностного начала, самоопределение, человеческого достоинства. Как носитель духовного начала, человек ответственный за других людей и, как свидетельствуют современные экологические проблемы, за всю живу природу и даже за мир в целом.
Дух не терпит деспотизма, потому что его стихия — это свобода. Духовное начало необходимо в себе поддерживать и развивать.

Сознание есть не только порождением материи, а и ее относительной противоположностью, в определенном смысле даже ее преодолением. Это выражается в том, что за образом своего бытия сознание не материальное, а идеальная. Материальное — это то, что существует как объективная реальность. Материя имеет качество субстанциональности, то есть самобытие. Она существует в пространстве и времени, находится в постоянном движении, бесконечном процессе изменений и развития, самая из себя порождает все разнообразие своих свойств.Сознание — это не объективная, а субъективная реальность. Она есть тем " для-себя-бытием", которое возникает на наивысшем уровне развития материи. Это не означает, что сознание замкнуто в себе, как это трактует субъективный идеализм. Наоборот, она есть тем "внутренним миром", который открыт миру внешнему. Она отображает этот внешний мир и в своей творческой деятельности так или иначе "отпихивает" от него, именно в нем находит свой исходный материал. Но то, что представляет содержание сознания и есть ее продуктом — ощущение, восприятие, представление, мысли, идеи, мечты — само по себе лишенное любых вещественных и вообще материальных характеристик.Для в самом деле научной, диалектико-материалистичной философии неприемлемой есть позиция так называемого вульгарного материализма, типичными представителями которого в XIX ст. были немецкие природоисследователи Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешот, которые не видели качественного отличия идеального от материального, сводили первое к второй. По обыкновению как суть этой позиции приводят высказывание К. Фогта: "Мысль находится почти в таком же отношении к главному мозгу, как желчь к печени". Суть вульгарного материализма заключается в том, что отношение между материей и сознанием мыслятся наподобие отношений между ней и другими ее свойствами — физико-химическими, биологическими; делаются попытки объяснить мысль, отпихивая только или преимущественно от слога, структуры, функционирование мозга. Проявления такого вульгарно-материалистичного подхода случаются и в наше время, когда, например, уподобляют человеческое мышление с операциями, выполняемыми компьютерной техникой. В определенных, точно определенных границах такая аналогия может быть проведена, потому что, как было уже сказано, возможное моделирование математических и формально-логических операций, но вне этих границ аналогия между человеком и машиной есть неправомерной. Ведь мыслит не мозг сам по себе, а человек с помощью мозга, да и не изолированный человек, а как член общества. Человек же имеет не только способность мыслить, а и разные нужды, интересы, желания, стремление, эмоции, переживание — и все это включается в структуру ее сознания. Сложнейшая машина — компьютер — этого лишенная, у нее нет субъективности, ей не присущий душевнисть и духовность. Компьютеры — это техника, и надо уметь правильно, эффективно ею пользоваться, позаботиться о том, чтобы она не была направлена против человечества.Сознание обычно определяется как особое свойство высокоорганизованной материи. Как такая, она существенно отличается от других свойств материи и есть даже ее (материи) относительной противоположностью. Эту противоположность не нужно сводить в абсолют, отторгать сознание от материи. Это было бы ошибкой, противоположной той, которую делает вульгарный материализм, который отождествляет сознание с материей, идеальное с материальным.Идеальное, как и вообще сознание, не имеет самобытия, не является субстанцией. Оно порождается материальным началом, зависит от него, "вписывается" в материальное единство мира.Зависимость идеального от материального оказывается в трех отношениях: 1) идеальное (образи, мысли, идеи и т.п.) является продуктом деятельности материального органа ( человеческого мозга); оно строится на основе нервно-физиологических процессов, нейроди-намичних структур, которые образовываются в мозге; 2) идеальное имеет своим началом отображения объективного, материального мира; 3) идеальное отображение действительности возникает и функционирует на основе чувственно-предметной, материально-практической деятельности и общение между людьми, причем оно играет роль существенного звена в этой деятельности.Зависимость психики, включая наивысшее ее проявление — сознание, от центральной нервной системы, от процессовысшей нервной деятельности неопровержимо приходится огромной совокупностью фактов, данных наблюдений и экспериментов. Основательные исследования закономерностей и механизмовысшей нервной деятельности животных и человека провели известные ученые I. Г. Сеченов, I. Г. Павлов, О. О. Ухтомский, М. О. Бернштейн, I. С. Бэре-Ташвили и др. Изучение структуры и деятельности главного мозга длится, открывая новые и новые их стороны.За современными представлениями, наивысший отдел главного мозга человека, который непосредственно "заведует" психической деятельностью и сознанием, — это кора больших полушарий, которая составляется с 1315 миллиардов нервных клеток — нейронов, каждый с которых имеет несколько тысяч контактов (синапсив) с другими нейронами и может находиться в нескольких разных залогах. "Информационная вместительность" человеческого мозга, его познавательные возможности чрезвычайно большие. Даже найздибниша и найерудованиша человек, который усвоил колоссальное количество информации, использует лишь небольшую часть ( несколько процентов) возможностей своего мозга, которые практически безграничные.
В коре больших полушарий есть специализированы центры и участки, но вместе с тем мозг работает как целостная динамическая система, которая отмечается чрезвычайной пластичностью и широкими возможностями компенсации участков, которые по каким-то причинам обжига. В ее энергетическом обеспечении, наверное, большая роль принадлежит так называемой ретикулярной (ситкоподибний) формации, расположенной в стовбуровий части мозга. Полнота, разнообразие, интегральный характер психической деятельности, взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных процессов зависит от согласованной деятельности коры, подкорки, стовбурових структур.
Зависимость сознания от залога и деятельности мозга не вызывает сомнений относительно того, что с наступлением смерти и распадом мозга исчезает и сознание и что домыслы об "бессмертии души" лишенные любых оснований.
Признавая неопровержимо мозг органом мышления и, итак, сознания, надо снова подчеркнуть, что мыслит мозг не сам по себе, а человек, органом которой является мозг. И человек — это не "думающее устройство", а живое существо, вершина биологической эволюции, член общества, субъект практической деятельности, познание, общение, моральных и других отношений.
Человек не рождается с "душой", сознанием. Нельзя согласиться нет с учением Р. Декарта об "прирожденных идеях", ни с утверждением Дж. Локка, который в исходном залоге душа — это "чистая доска". Душа не передует своему определенному содержанию, а формируется вместе с ним1. Человек наследует не душу, не сознание, а лишь возможность стать мыслящим существом; становится она такой, овладевая человеческие формы и образа предметной деятельности, вступая у общения с другими людьми, усваивая исторически произведенные формы и содержание культуры.
У животных есть психика, "субъективность", но навряд или правильно приписывать им способность идеального отображения действительности. Идеальное характеризуется теми особенностями, о которых уже отмечалось при анализе сущности и структуры сознания: оно имеет предметную отнесенность и именно представляет собой "идеальную предметность": человек владеет и оперирует своими идеальными образами, понятиями как своей собственностью, своим достоянием, духовным богатством. Для понимания идеального как специфично человеческой формы отображения важно учесть такое обстоятельство: оно есть не только отображением имеющегося, данного, а и выявлением тех возможностей, которые кроются в этому имеющемуся, предусмотрением того, что должны появиться в результате целенаправленной людской деятельности. То есть в форме идеального — образов, понятий, замыслов, планов, идей — отображается не только сущее, а и надлежащее, действительность — не только такой, которой она есть, а и такой, которой она может и должна стать. Такое понимание идеального раскрывает тот аспект этого понятия, истоки которого можно найти уже в философии Платона: идеальное как представление о том образце, которому должна отвечать действительность, о полнейшем совершенстве.
Способность идеального отображения возникшая и розвинулася в процессе работы, который включает цилепокладання, планирование, предусмотрение результатов деятельности. Идеальное как такое (не говоря о его материальных воплощениях) существует лишь в человеческой голове, то есть субъективно, но оно неотрывное от человеческой предметной деятельности, от ее предметов и возникает, существует, функционирует в двуединном процессе опредметнення и розпредметнення. Этот процесс охватывает и превращение материального в идеальное ( в понимании отображения объективных предметов, их свойств, отношений и т.п. в человеческой голове), и превращение идеального в материальное, то есть воплощение, реализацию, материализацию идеальных целей, прообразов, замыслов, знаний человека. Он содержит и возвратный переход этого материализованного идеального в свою собственную, субъективную форму, когда люди, овладевая предметами, созданными человеком для человека, снова раскрывают для себя то, что было вложено в них их творцами, — определенные знания, замыслы, идеи и т.п.; в этом и состоит розпредметнення.
Идеальное воплощается, приобретает внешний, будто независимого от человека существования не только в предметах мира материальной культуры, а и в разных общественных учреждениях, отношениях, а также в знаковых системах, которые основываются прежде всего на использовании языки как наиболее универсальной, базовой знаковой системы. Книги, произведения искусства — это воплощения идеального в сфере духовной культуры. Конечно, сами по себе, кроме своей включености в процесс жизнедеятельности общества в процессе познания, общение, предметы любого рода, созданные человеком, — это просто материальные объекты. Идеальное, воплощаясь, материализуясь в том или другому предмете, будто "угасает" в нем. Но оно снова "вспыхивает", поскольку происходит его включения в процесс жизнедеятельности. Лишь в этом движении, преобразованиях, переходах от субъективного к объективному и наоборот существует идеальное. Попытки мыслить его как что-то "данное", "застывшее", такое, что "сидит" в мозге, ведут или к идеализму, или к вульгарному материализму.
Идеальное является продуктом не изолированного сознания отдельного человека (такое вообще невозможно), а диалектического взаимодействия индивидуального и общественного сознания. Идеальные образования — понятие, идеи, учение, теории, художественные образа, правовые и моральные нормы и т.п. — приобретают своеобразный сверхиндивидуальный бытие, независимый от каждого отдельного человека. Они фиксируются, передаются от поколения до поколения с помощью языки и всех воплощений материальной и духовной культуры. Прежде чем создавать что-то свое, отдельный человек должен овладеть этим идеальным богатством духовной культуры — путем образования и воспитания, общение с другими людьми, практического оперирования предметами, системами, в которых воплощенное определенное идеальное содержание.
Рассматривая сознание, традиционно употребляют такие понятия, как "душа", "дух". В христианском религиозном учении человека понимают как такое существо , которое имеет тело, душа и дух. Имеют ли эти понятие философский^-философское-научно-философское значение? Так, имеют.
Слово "душа" этимологически связанное с таким, как "дыхание", "дышать". Итак, в широчайшем понимании — это начало жизненности, то, что делает человека живым существом и притом именно с человеческими качественными признаками. "Душа" включает в себя все жизненные проявления человека, поскольку она имеет психику, сознание и особенно — эмоционально-моральную сферу, способность пения, чувство, сопереживание. Именно в этом понимании говорят об "душевнисть". И наоборот — об "бездушности", если человеку бракует этих качеств.
"Дух", "духовность" с научной точки зрения — это не проявление сознания, а тот ее "возвратное влияние" на материю, на котором более всего и найповнише проявляется ее относительная самостоятельность, ее творческая свобода, преодоление инертной стороны материального бытия. Итак, духовность — это единство индивидуально-оса-бистисного и социального начала. Создаваемые обществом познавательные (знание, наука), морально-этические, эстетичные ценности отбиваются сквозь собственную сознательную активность личности, ее способность свободного самоопределения, творческого отношения к действительности.
Как существо духовное человек — не пассивный продукт естественных и общественных обстоятельств, а творец, который делает эти обстоятельства предметом своего ума и своей воли. Понятие духовности неотделимое от понятий свободы, творческой активности, личностного начала, самоопределение, человеческого достоинства. Как носитель духовного начала, человек ответственный за других людей и, как свидетельствуют современные экологические проблемы, за всю живу природу и даже за мир в целом.
Дух не терпит деспотизма, потому что его стихия — это свобода. Духовное начало необходимо в себе поддерживать и развивать.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz