Мои любимые книги

Учение о бытии. Формы бытия. Бытие человека

Концепция бытия - фундамент философской картины мира "Вселенная" - этим емким термином обозначают весь необъятный мир, начиная от элементарных частиц и кончая метагалактиками. На философском языке слово "Вселенная" может означать бытие или Мироздание. При изложении основных этапов историко-философского процесса, конкретных исторических типов философии мы непременно выясняли взгляды тех или иных мыслителей, философских школ, течений и направлений на устройство мироздания. Однако, принимая во внимание важность этой проблемы для решения мировоззренческих вопросов, мы посчитали необходимым уделить ей особое внимание. 
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие - это самое широкое, а значит, и самое абстрактное понятие. Разберемся, какой смысл вкладывают философия в понятие бытия. 
Прежде всего, термин "быть" означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться человеку. 
Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Все многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее - это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания. 
Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат- это то, из чего все сделано. Понятие "субстрат", по сути дела, тождественно понятию "материя", в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции. "Субстанция" означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явления и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия. Как правило, философы стремятся создавать картину мироздания, исходя из какого-то одного начала (воды, огня, атомов, материи, идей, духа и т. д.). Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо равноценные два начала. 
В истории философии, как показано ранее, преобладает монистический подход. Наиболее ярко дуалистическая тенденция обнаруживалась лишь в философских системах Р. Декарта и И.Канта. В соответствии с решением основного мировоззренческого вопроса в истории философии существовали две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной и светской разновидности и материалистический монизм - также в разнообразных видах. Идеалистический монизм ведет свое начало от Пифагора, Платона и Аристотеля. Числа, идеи, формы и другие идеальные начала выступают в нем в качестве субстратов мироздания. Свое наивысшее развитие идеалистический монизм получает в системе Гегеля.

1. Один из центральных разделов философии, изучающих про¬блему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнеки¬тайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом филосо¬фия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (уче¬ние о познании), логику, иные философские проблемы.
2. Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием суб¬станции — самостоятельной сущности, которая для своего суще¬ствования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, бытие - это реально существующая, стабиль¬ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан¬ция, которая включает в себя все сущее.
3. Основными формами бытия являются:
• материальное бытие — существование материальных (обла¬дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
• идеальное бытие — существование идеального как самостоя¬тельной реальности в виде индивидуализированного духов¬ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са¬мого по себе и его бытие в материальном мире;
• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:
• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и фе¬номенальное бытие совпадают.
4. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и про¬тивоположное ему.
Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест¬вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще¬ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз¬рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
Индивидуальный аспект человеческого бытия (рассматривает жизнь человека от рождения и до смерти). Бытие зависит от природных данных, от общественно-исторических условий. Первичная предпосылка бытия человека – это потребности его тела. В природном мире человек существует как тело и зависит от циклов развития природы. Чтобы дать жизнь духу, надо обеспечить жизнь телу. Личностный аспект бытия человека – усвоение индивидом достижений человеческой культуры. Эгоизм потребностей перекрывается поступками и действиями «окультуренного существа».
Социальное бытие: Жизнь общества, связанная с деятельностью и производством материальных благ. В центре социального бытия – труд. Человеческая деятельность: Деятельность – человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека. Структура деятельности человека: Субъект, с его целями, мотивами и потребностями, интересами, знаниями и навыками. Объект – то, на что направлена деятельность. Виды деятельности человека:
1) Материальная деятельность.
2) Социально-преобразовательная деятельность (политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей).
3) Духовная.
4)Коммуникативная (процесс общения).
5)Игровая деятельность.
6)Деятельность по обслуживанию людей.
Развернутую концепцию этого рода впервые создали немецкие экзистенциалисты. В 1927 году вышла книга М. Хайдеггера "Бытие и время", где был разработан первый проект экзистенциалистско- го учения о бытии (онтологии).  В целом ряде работ 20-30-х го- дов К.  Ясперс предложил свой вариант онтологии. Впоследствии, опираясь на разработки немецких мыслителей,  "К. П. Сартр соз- дал  обновленное  понимание  бытия (особенно) в книге "Бытие и ничто").  Еще раньше новые, неклассические варианты онтологии, повлиявшие  на  экзистенциалистов,  разрабатывал  Э.  Гуссерль (1856-1938) - основатель феноменологического  направления,  на протяжении всего столетия сохраняющего большое влияние в фило- софии. Феноменологическую школу прошли видные философы XX века -  один из основателей религиозной (католической) антропологии М.  Шелер (1874-1928)  создатель  "критической  онтологии"  Н. Гартман (1882-1950) М.  Мерло-Понти (1908-1961). Феноменология оказала большое влияние на многие другие философские направле- ния - экзистенциализм, герменевтику и т. д.      Почему же особое внимание философов разбираемых направле- ний привлекло учение о бытии?  И как это увязать с поворотом к человеку?  Ведь в философии XX века, в отличие от традиционной онтологии, не мир, не природа, а человек становился проблемной точкой отсчета.  Философы XX века стали решительно пересматри- вать внутрифилософские приоритеты прошлого.  Они возражали тем представителям классической онтологии,  которые  отталкивались от самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию человека,  поставленного в зависимость от мира. В таких случа- ях,  говорили  они,  философия и превращалась в "философию ве- щей",  а человек чаще всего также рассматривался как вещь.  Не менее  категорическими  были возражения против тех направлений классической философии, где на первый план выдвигались логика, гносеология, теория идей: господство "философии идей", утверж- дали сторонники "новой онтологии", превращает человека в свое- го рода познавательную машину.      В противовес классическому  онтологизму  и  гносеологизму представители  анализируемых направлений XX века считали необ- ходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть,  существует,  является бытием, притом бытием особым.  Философы-классики рассматривали "бытие" как предельно широкое  (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие совершенно независимым  от  человека.  Исключением  было учение  Канта.  В нем философы XX века особенно высоко оценили ту идею,  согласно которой мир мы видим  исключительно  сквозь призму человеческого сознания. Вещи мира, сам мир существуют в себе,  совершенно независимо от сознания, но "в себе" они нам, людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мира явля- ются людям,  постольку результаты его осознания уже неотделимы от  человека.  К  этим тезисам Канта,  значительно усиливая их субъективистский крен,  присоединяются не только феноменологи, экзистенциалисты, персоналисты, но и представители многих дру- гих направлений. Однако в отличие от классиков, и даже от Кан- та,  центром "антропологической философии" XX века является не учение о разуме, не гносеология и логика, а онтология. Центром же  "новой онтологии" становится не некое изолированное созна- ние человека, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессоз- нательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим быти- ем. Этот новый смысл и вкладывается в традиционное понятие Da- sein (наличное бытие, здесь - бытие), которое становится базо- вой категорией экзистенциалистской онтологии.      Итак, путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста - не путь от Sein,  бытия вообще,  не от мира как бытия к  бытию человека,  как  это было в классической онтологии.  Избирается обратный путь - от человеческого Dasein к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой подход представ- ляется философам XX века предпочтительным не только с  реалистической точки зрения (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир),  но и с  точки  зрения  гуманистическая:  в центр ставится человек,  его активность,  возможности свободы, открываемые самим его бытием.      Первоосновой экзистенциалистской онтологии (а одновремен- но феноменологии,  ибо и в ней внимание  сосредоточивается  на прояснении,  вернее,  "самопрояснении"  феноменов,  проявлений сознания) является, но Хайдеггеру, Dasein толкуемое как особое человеческое бытие. Его особенности и преимущества, разъясняет Хайдеггер,  состоят в том, что оно - единственное бытие, кото- рое  способно "вопрошать" о самом себе и бытии вообще,  как-то "устанавливать себя" ("устанавливаться") по отношению к бытию. Вот почему такое бытие-экзистенция и есть, но Хайдеггеру, фун- дамент,  на котором должна строиться всякая  онтология.  Такое понимание  специфики  человеческого бытия не лишено оснований. Ни одно из известных нам живых существ, кроме человека, неспо- собно помыслить,  задаться вопросом о бытии,  как таковом,- об универсуме и его целостности,  о своем месте в мире. Здесь мы, кстати,  видим определенное различие в понимании "экзистенции" Хайдеггером и Сартром.  Сартр,  употребляя это понятие, делает акцент  на  индивидуальном  выборе,  ответственности,  поисках собственного "Я", хотя, конечно, ставит в связь с экзистенцией и мир в целом. У Хайдеггера акцент все же перенесен на бытие,- для "вопрошающего" человека бытие раскрывается, "светится" че- рез все,  что люди познают и делают. Надо только излечиться от опаснейшей  болезни,  поразившей  современное   человечество,- "забвения бытия".  Страдающие ею люди,  эксплуатируя богатства природы,  "забывают" о ее целостном, независимом бытии; видя в других  людях  всего лишь средства,  люди "забывают" о высоком предназначении человеческого бытия.      Итак, первый  шаг экзистенциалистской онтологии - конста- тация "изначальности" человеческого бытия  как  бытия-вопроша- ния, бытия-установления, как бытия, которое "есть я сам". Сле- дующий онтологический шаг, который экзистенциалисты приглашают сделать своего читателя и который,  вообще говоря, естественно вытекает из логики их размышления, состоит в том, что вводится понятие  и  тема  бытия-в-мире.  Ведь суть человеческого бытия действительно состоит в том, что это бытие-в-мире, связанное с бытием мира.      Бытие-в-мире, с одной стороны,  раскрывается через неотъ- емлемое  от  человека  "деление"  -  и это напоминает немецкую классическую философию,  в частности понятие "дело - действие" у Фихте.  Бытие-в-мире "светится", но Хайдеггеру, через "делание",  а "делание" раскрывается через "заботу".  (Конечно,  не следует  путать  заботу  как категорию философии с конкретными "тяготами",  "печалью", "жизненными заботами", в философии эк- зистенциализма  речь  идет об общей,  "метафизической" заботе, обеспокоенности миром, самим бытием.) Итак, Dasein способно не только  вопрошать  о бытии,  но и заботиться о себе как бытии, заботиться о бытии как таковом.  И эти моменты,  действительно характеризуют  бытие  человека в мире и очень важны,  особенно сегодня,  когда именно забота человека и человечества о бытии, о сохранении бытия планеты,  цивилизации, о сохранении природ- ной среды должна  противостоять  вырвавшимся  из-под  контроля деструктивным тенденциям человеческой жизни.      И экзистенциалисты,  и феноменологи признают, что мир су- ществует вне и независимо от человека.  Однако философия, сог- ласно экзистенциалистам, только тогда встает и ты путь жизнен- ного реализма,  и на путь гуманизма,  когда шва ставит в центр анализа человека,  начинает с его бытия. Мир, как таковой, для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бы- тия,  придаст миру значение и смысл,  взаимодействует с миром. Все категории бытия,  которые прежней философией были "обесче- ловечены ",  современная философия должна "очеловечить", заяв- ляют экзистенциальные философы. В их онтологии, таким образом, перелистаются характеристики бытия,  действия,  сознания, эмо- ций,  социально-исторические характеристики.  В ряде случаев в литературе высказываются резко критические оценки такого  пути - он критикуется за идеализм,  субъективизм,  психологизацию и т. д. Есть ли основания для таких оценок? Да, есть.      Индивидуальное бытие человека противоречиво:  человек,  в самом деле,  не может смотреть на мир иначе, чем "сквозь приз- му" своего бытия, сознания, знания, и в то же время способен - в чем Хайдеггер нрав - "вопрошать" о бытии как таковом. Не без оснований  усматривая в таком противоречии источник драматизма человеческой жизни,  феноменология и экзистенциализм, особенно на начальных этапах их развития, по существу, упускали из виду другое, не менее, если не более важное обстоятельство. Отдель- ные индивиды, не говоря уже о поколениях людей, о человечестве в целом,  исходят,  конечно,  из своего "местоположения" и  из своего "времени",  когда "устраиваются" в мире. Но они не сде- лали бы ни одного жизненно верного, эффективного шага, если бы повседневно, ежечасно не выясняли, каковы объективные свойства (в том числе пространственные и временные) мира самого но  се- бе,  его вещей и процессов. Поэтому из того факта, что человек видит мир не иначе,  чем своими глазами, постигает его не ина- че,  чем собственной мыслью,  вовсе не вытекает идеализм,  как ошибочно полагают экзистенциальные  философы.  Люди  научаются сопоставлять себя с миром,  видеть свое бытие как часть и про- должение бытия мира. Они умеют судить о мире, осваивать его не только по мерке своего вида,  своего сознания и действия, но и по мерке самих вещей. Иначе они не смогли бы выжить в этом ми- ре  и  тем более не смогли бы "вопрошать" о бытии как таковом. Не случайно М.  Хайдеггер в своих более поздних работах, пыта- ясь  преодолеть субъективизм и психологизм ранней позиции,  на первый план выдвигает бытие как таковое.      И все же нельзя согласиться с тем, что онтологии XX века, подобные феноменологическим,  экзистенциалистским, заслуживают лишь негативных оценок. Связывание учения о бытии с человечес- ким действием,  построение учения о бытии человека,  о  сферах бытия,  о  социальном бытии - путь,  по которому поила и марк- систская философия. Она также отличается от классических вари- антов  онтологии.  Но при этом,  в отличие от экзистенциальной философии, марксизм развивает некоторые тенденции классической онтологии - прежде всего идею о том, что человек, при всей не- отделимости мыслей, действий, чувств индивида от его собствен- ного  бытия,  способен не только "вопрошать" о бытии как тако- вом,  но и давать на свои вопросы ответы,  доступные  проверке самыми  разными  способами.  А потому человек и в повседневном действии,  и в науке,  и в философии  накапливает  объективные знания о мире и самом себе.  Он всегда так или иначе строит (с разной мерой сознательности, глубины, разработанности) "объек- тивные  онтологии",  помогающие ему познавать мир и овладевать им.  В частности, человеческое бытие-в-мире обладает самостоя- тельными  объективными структурами,  независимыми от индивидов и, по крайней мере отчасти, постепенно улавливаемыми человеком и человечеством.      Философы XX века (вслед за Кантом) справедливо  подчерки- вали опасность отождествления человеческих представлений о ре- альности с самим миром - опасность непосредственной "онтологи- зации"  человеческих состояний и знаний.  Особенно важной была борьба феноменологов и экзистенциалистов против такой "натура- лизации", биологизации человека, когда его изучение естествен- ными науками, сколь бы ни было оно ценным, выдавалось за "пос- леднее  слово"  изучения  человеческая сущности,  тем более за сущность человека как таковую.  Философы XX века - особенно Э. Гуссерль  (1859-1938)  в  работе  "Кризис  европейских  наук и трансцендентальная феноменология" справедливо  увязывали  тен- денцию "натурализации" человека в науках,  в философии с соци- ально опасными манипуляторскими попытками обращаться с  людьми примерно  так же,  как обращаются с вещами.  Один из важнейших акцентов такой "новой онтологии", как, впрочем, и других гума- нистически  ориентированных философских течений XX века,- идея об уникальности, неповторимости человека.
1. Один из центральных разделов философии, изучающих про¬блему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнеки¬тайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом филосо¬фия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (уче¬ние о познании), логику, иные философские проблемы.2. Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

· окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием суб¬станции — самостоятельной сущности, которая для своего суще¬ствования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.Таким образом, бытие - это реально существующая, стабиль¬ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан¬ция, которая включает в себя все сущее.3. Основными формами бытия являются:• материальное бытие — существование материальных (обла¬дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;• идеальное бытие — существование идеального как самостоя¬тельной реальности в виде индивидуализированного духов¬ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са¬мого по себе и его бытие в материальном мире;• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и фе¬номенальное бытие совпадают.4. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и про¬тивоположное ему.Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест¬вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще¬ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз¬рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.Индивидуальный аспект человеческого бытия (рассматривает жизнь человека от рождения и до смерти). Бытие зависит от природных данных, от общественно-исторических условий. Первичная предпосылка бытия человека – это потребности его тела. В природном мире человек существует как тело и зависит от циклов развития природы. Чтобы дать жизнь духу, надо обеспечить жизнь телу. Личностный аспект бытия человека – усвоение индивидом достижений человеческой культуры. Эгоизм потребностей перекрывается поступками и действиями «окультуренного существа».Социальное бытие: Жизнь общества, связанная с деятельностью и производством материальных благ. В центре социального бытия – труд. Человеческая деятельность: Деятельность – человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека. Структура деятельности человека: Субъект, с его целями, мотивами и потребностями, интересами, знаниями и навыками. Объект – то, на что направлена деятельность. Виды деятельности человека:1) Материальная деятельность.2) Социально-преобразовательная деятельность (политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей).3) Духовная.4)Коммуникативная (процесс общения).5)Игровая деятельность.6)Деятельность по обслуживанию людей.Развернутую концепцию этого рода впервые создали немецкие экзистенциалисты. В 1927 году вышла книга М. Хайдеггера "Бытие и время", где был разработан первый проект экзистенциалистско- го учения о бытии (онтологии).  В целом ряде работ 20-30-х го- дов К.  Ясперс предложил свой вариант онтологии. Впоследствии, опираясь на разработки немецких мыслителей,  "К. П. Сартр соз- дал  обновленное  понимание  бытия (особенно) в книге "Бытие и ничто").  Еще раньше новые, неклассические варианты онтологии, повлиявшие  на  экзистенциалистов,  разрабатывал  Э.  Гуссерль (1856-1938) - основатель феноменологического  направления,  на протяжении всего столетия сохраняющего большое влияние в фило- софии. Феноменологическую школу прошли видные философы XX века -  один из основателей религиозной (католической) антропологии М.  Шелер (1874-1928)  создатель  "критической  онтологии"  Н. Гартман (1882-1950) М.  Мерло-Понти (1908-1961). Феноменология оказала большое влияние на многие другие философские направле- ния - экзистенциализм, герменевтику и т. д.      Почему же особое внимание философов разбираемых направле- ний привлекло учение о бытии?  И как это увязать с поворотом к человеку?  Ведь в философии XX века, в отличие от традиционной онтологии, не мир, не природа, а человек становился проблемной точкой отсчета.  Философы XX века стали решительно пересматри- вать внутрифилософские приоритеты прошлого.  Они возражали тем представителям классической онтологии,  которые  отталкивались от самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию человека,  поставленного в зависимость от мира. В таких случа- ях,  говорили  они,  философия и превращалась в "философию ве- щей",  а человек чаще всего также рассматривался как вещь.  Не менее  категорическими  были возражения против тех направлений классической философии, где на первый план выдвигались логика, гносеология, теория идей: господство "философии идей", утверж- дали сторонники "новой онтологии", превращает человека в свое- го рода познавательную машину.      В противовес классическому  онтологизму  и  гносеологизму представители  анализируемых направлений XX века считали необ- ходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть,  существует,  является бытием, притом бытием особым.  Философы-классики рассматривали "бытие" как предельно широкое  (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие совершенно независимым  от  человека.  Исключением  было учение  Канта.  В нем философы XX века особенно высоко оценили ту идею,  согласно которой мир мы видим  исключительно  сквозь призму человеческого сознания. Вещи мира, сам мир существуют в себе,  совершенно независимо от сознания, но "в себе" они нам, людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мира явля- ются людям,  постольку результаты его осознания уже неотделимы от  человека.  К  этим тезисам Канта,  значительно усиливая их субъективистский крен,  присоединяются не только феноменологи, экзистенциалисты, персоналисты, но и представители многих дру- гих направлений. Однако в отличие от классиков, и даже от Кан- та,  центром "антропологической философии" XX века является не учение о разуме, не гносеология и логика, а онтология. Центром же  "новой онтологии" становится не некое изолированное созна- ние человека, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессоз- нательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим быти- ем. Этот новый смысл и вкладывается в традиционное понятие Da- sein (наличное бытие, здесь - бытие), которое становится базо- вой категорией экзистенциалистской онтологии.      Итак, путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста - не путь от Sein,  бытия вообще,  не от мира как бытия к  бытию человека,  как  это было в классической онтологии.  Избирается обратный путь - от человеческого Dasein к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой подход представ- ляется философам XX века предпочтительным не только с  реалистической точки зрения (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир),  но и с  точки  зрения  гуманистическая:  в центр ставится человек,  его активность,  возможности свободы, открываемые самим его бытием.      Первоосновой экзистенциалистской онтологии (а одновремен- но феноменологии,  ибо и в ней внимание  сосредоточивается  на прояснении,  вернее,  "самопрояснении"  феноменов,  проявлений сознания) является, но Хайдеггеру, Dasein толкуемое как особое человеческое бытие. Его особенности и преимущества, разъясняет Хайдеггер,  состоят в том, что оно - единственное бытие, кото- рое  способно "вопрошать" о самом себе и бытии вообще,  как-то "устанавливать себя" ("устанавливаться") по отношению к бытию. Вот почему такое бытие-экзистенция и есть, но Хайдеггеру, фун- дамент,  на котором должна строиться всякая  онтология. &nbs… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz