…ет его этим свойством и вытекающим из него порядком последовательности - в точном соответствии с формулировками Ньютона. Простота хронального явления следует из невозможности расчленить его на более простые явления. Хрональное вещество, как и любое другое, способно двигаться под воздействием разности хрональных потенциалов (хроналов). Как соотносятся между собой хронал и время? Цитирую Вейника [6, стр.231]: "Хронал должен определять хрональную активность тела, в состав которого входит хрональное вещество, то есть темп всех процессов, и с ростом хронала эта активность (темп) должна возрастать. Но с увеличением длительности все процессы замедляются, затухают, хрональная активность системы снижается, значит, длительность как таковая не может непосредственно служить и хроналом. Поэтому в качестве хронала по необходимости надо выбрать величину, обратную длительности, тогда с ростом хронала хрональная активность системы будет возрастать, темп (скорость) всех процессов в ней будет увеличиваться". Отсюда напрашивается вывод: время (длительность) есть величина, обратная хрональному потенциалу. Все простые явления подчиняются единым термодинамическим законам, поэтому мы можем управлять хроналом, а следовательно, и реальным физическим временем так же просто, как мы управляем, например, температурой. Для правильного понимания проблемы времени к сказанному необходимо ещё добавить, что передаваемое по радио время - это совсем другое, условное, социальное, эталонное время, природа его не знает, оно придумано человеком с целью рациональной организации жизни общества. Точное условное время определяется астрономическими методами и "хранится" кварцевыми, молекулярными и другими часами. Оно всегда "течет", "идет" из прошлого через настоящее в будущее строго равномерно, с постоянной скоростью, изменение которой не допустят специальные службы времени. Не напоминает ли Вам это известное выражение "стрела времени", введенное в 1928 г. А. Эддингтоном? Отсюда понятно, что "Стрела времени" - это ход условного времени, которого в природе нет, оно выдумано для удобства жизни человеческого общества. Интересно замечание Вейника по поводу теории относительности [9, стр.127-128]: "Кстати, Эйнштейн понимал это наоборот: малые длительности он ошибочно называл ускорением хода времени, то есть перепутал скорость процессов и их длительность. На поверку оказалось, и это очень интересно и важно, что по воле рока в некоторые известные физические законы входит реальное время, например во второй закон механики Ньютона, в другие - условное, в частности, в законы переноса, включая знаменитые уравнения Максвелла, служащие фундаментом теории Эйнштейна. Поэтому самая нелепая ошибка теории относительности заключается в том, что Эйнштейн говорит о переменности хода времени условного, тогда как он вообще не способен изменяться. Отсюда бессмысленны и все остальные выводы этой теории. Подмена реального времени условным и наоборот - причина многих заблуждений в современной науке". Элементарной частицей хронального вещества на уровне микромира является хронон. "Обычно наименование отражает либо историю открытия частицы, либо её главное назначение, хотя каждая из них представляет собой большую гроздь порций разнородных и равноправных веществ. Например, электрон был назван так, ибо его открыли в рамках учения об электричестве, фотон - при изучении световых явлений ("частица света", "квант света"). Хронон содержит порции метрического вещества (имеет размеры, массу), ротационного (спин), вибрационного (колебательного) и некоторые другие" [6, стр.243]. Вейнику удалось оценить некоторые свойства хронона: - Хронон содержит "порции" (кванты) метрического вещества (имеет размеры, массу), ротационного (спин), вибрационного (колебательного) и некоторые другие. - По размерам и массам хрононы в миллионы и миллиарды раз меньше электрона, отсюда их высокие проникающая способность - они проходят даже сквозь Землю - и скорость, которая изменяется от десятков и сотен метров в секунду до десятков и сотен скоростей света. - Входя в состав большинства известных нам микрочастиц, хрононы придают им свойства длительности существования, порядка последовательности. - Под действием разности хрональных потенциалов происходит перенос хронального вещества, причем подвод или отвод его от системы сопровождается не только изменением её хронального потенциала, но также и энергии. - Опыты с хрононами показывают, что при отражении от зеркала их знак изменяется на обратный, причем одноименные хрононы притягиваются, а разноименные отталкиваются. - Свет несет в себе хрононы обоих знаков. - "Самым замечательным свойством хрононов является их способность нести в себе калейдоскопически разнообразную и исчерпывающую информацию о любом теле (живом и неживом), которые их излучают" [6, стр.243]. "Приведенные здесь достаточно подробные рассуждения должны способствовать пониманию предлагаемой мною принципиально новой трактовки проблемы времени. Она открывает перед теорией неограниченные возможности для глубокого проникновения в физическую сущность времени, которое теперь уже из призрачно-неуловимой, отвлеченно-неосязаемой и в общем-то непонятной категории превратилось во вполне реальную, даже осязаемую - если говорить о хрональном веществе - и легко интерпретируемую величину, обладающую вполне определенными общими и конкретными физическими свойствами и подчиняющуюся единым законам природы. Благодаря этому создаются необходимые предпосылки для широкого использования хронального явления на практике. В соответствии с уравнением состояния третьего начала ОТ мы можем по произволу управлять любым интенсиалом - давлением, температурой, электрическим потенциалов и т.д. Следовательно, мы можем точно так же управлять и хроналом. Это значит, что мы можем использовать время в хрональном двигателе, преобразующем хронал в давление, а также создавать "машины времени", но, конечно, не тех типов, какие обычно принято описывать в научно-фантастической литературе. Например, мы можем направить реальную систему в ее прошлое или будущее, искусственно повысив или понизив ее хронал; однако мы не можем послать ту же систему в прошлое или будущее путем изменения хода условного, не существующего в природе времени tн , именно потому, что оно не существует и, следовательно, ему не подвластны никакие реальные системы. Овладение хрональным явлением должно поднять человеческую цивилизацию на новый, более высокий уровень эволюционного развития" [6, стр.241-242]. 4.3. Козырев о времени. Библиограф Н.А. Козырева, кандидат физико-математических наук Л.С. Шихобалов кратко обобщил сложившийся в науке подход к токованию понятия времени [10, стр.369-377]: "В современном научном мировоззрении известны две принципиально разные концепции времени - реляционная и субстанциональная (другое написание: субстанциальная). Различаются они трактовкой взаимоотношения времени и физической материи (к последней относятся вещество и физические поля). Согласно реляционной концепции в природе нет никакого времени самого по себе, а время - это всего лишь отношение или система отношений между физическими событиями, иначе говоря, время есть специфическое проявление свойств физических тел и происходящих с ними изменений. Другая концепция - субстанциональная - наоборот, предполагает, что время представляет собой самостоятельное явление природы, как бы особого рода субстанцию, существующую наряду с пространством, веществом и физическими полями. Реляционная концепция времени обычно связывается с именами Аристотеля, Г.В. Лейбница, А. Эйнштейна. Наиболее яркими выразителями субстанциональной концепции времени являются Демокрит, И. Ньютон и из современных ученых - Н.А. Козырев. Ныне среди ученых-физиков распространено представление о том, что в дискуссии по проблеме времени теория относительности склонила чашу весов в пользу реляционной концепции времени. Обосновывается это представление ссылкой на общую теорию относительности, которая связала метрику пространства-времени с характеристикой физической материи - ее тензором энергии-импульса. Считается, что наличие такой связи указывает на то, что время (или, точнее, пространство-время) полностью определяется свойствами физической материи, что оно вторично по отношению к физической материи и вне ее не существует. А это и означает принятие реляционной концепции времени". Итак, ленинградский астроном Н.А. Козырев, занимаясь проблемой внутреннего строения звёзд, изучал наблюдательные данные о звёздах Главной последовательности, собранные не одним поколением астрофизиков. Ученый анализировал диаграмму Герцшпрунга-Расселла, диаграммы "спектр-светимость", зависимости между спектральным классом (или температурой поверхности) и абсолютной звёздной величиной (или логарифмом светимости) звёзд, позволяющие делать выводы о природе и развитии звёзд. Диаграмма Герцшпрунга-Расселла, в частности, представляет собой своеобразную диаграмму состояния звезд, вследствие чего звёзды со сходными физическими характеристиками образуют на ней более или менее изолированные группы, характеризующие начальные условия и дальнейшие стадии эволюции звёзд. Большинство известных звёзд располагается на главной последовательности. Козырев обратил внимание на то, что плотность энергии в звёздах очень низкая и вряд ли при таких условиях возможно, чтобы процессы термоядерного синтеза служили основным источником энергии звезд. Это подчёркивается необыкновенно малым количеством обнаруживаемых солнечных нейтрино. Такая низкая плотность энергии в звёздах - это факт и ныне не объяснённый. Примерно к 1947 году Козырев предложил [11] "радикально изменить постановку задачи и сформулировал её следующим образом: рассматривая звёздный мир как гигантскую лабораторию, в которой материя и лучистая энергия могут изучаться в грандиозном диапазоне состояний, исходя из анализа полученных в ней эмпирических закономерностей и не делая произвольных допущений, найти условия поведения материи и энергии в звёздах как некоторые неизвестные в математически сформированных равенствах". Математически Козырев пришел тому, что в звезде все силы настолько сбалансированы, что энергии взяться-то просто не откуда. Оставалось только одно - время. Легко сказать. Ко времени все привыкли как к некой длительности. В те далекие годы Козырев, конечно, в отличие от Вейника, не думал о времени, как о настоящем веществе. Он все свои выводы перепроверял и, в общем, был готов принять, что в опытах с помощью телескопа регистрируется не время, а что-то другое. Но тогда что? Некое излучение ведь регистрировалось… Даже в 1971 году Козырев всё ещё повторял мысли, изложенные в его "причинной механике" (1958) [12]: "Опыты доказывают существование воздействий через время одной материальной системы на другую. Это воздействие не передает импульса, значит, не распространяется, а появляется мгновенно в другой материальной системе. Таким образом, в принципе оказывается возможной мгновенная связь и мгновенная передача информации. Время осуществляет связь между всеми явлениями Природы и в них активно участвует. Время обладает разнообразными свойствами которые можно изучить опытами. Время несет в себе целый мир ещё неизведанных явлений". И только в 1976 году на симпозиуме, приуроченного к открытию 2,6-м телескопа Бюраканской астрофизической обсерватории, Козырев вполне осознанно заявил [13]: "К заключению о существовании у времени физических свойств приводит исследование природы звездной энергии на основе данных астрономических наблюдений". "Физические свойства времени наполняют содержанием его промежутки и при этом могут не изменять его геометрии. Поэтому такое представление о времени не противоречит системе точных наук, а только дополняет их возможностью новых явлений. Однако такие явления в лаборатории не наблюдались, и поэтому не было необходимости ставить опыты по выявлению у времени его физических свойств. Теперь же астрономические данные показали существование воздействия времени на вещество, и поэтому возникает настоятельная необходимость лабораторного изучения этих возможностей". Здесь мы сталкиваемся с любопытной ситуацией. С одной стороны Козырев, как приверженец теории относительности (до ареста он её даже преподавал в педагогическом институте), не хотел отклоняться от классических концепций, с другой - в его работах время выступало как самостоятельное явление, которое посредством своих физических свойств активно воздействует на явления природы. Можно сказать, что время, по Козыреву, было третьей, "как бы особого рода субстанцией" [14], существующей наряду с веществом и физическими полями (некоторые философы подобную концепцию времени так и называют - "субстанциональная"). Но оно обладало весьма странным букетом свойств: конечным ходом, плотностью, потоком, да ещё переносило энергию и момент вращения, но не импульс, кроме того взаимодействие через время могло происходить мгновенно. А ретивые сторонники "субстанциональности" времени добавили - не только мгновенно, но и "со скоростью света, и с обратной скоростью света" [15]. Забавность введения нового физического понятия "обратной скорости света" хорошо иллюстрируется глубокомысленным назиданием одного современного физика: "Делать новые шаги в познании мироздания чрезвычайно тяжело, поэтому первооткрывателям могут быть прощены многие огрехи в изложении их теорий. Однако непрофессионализм последователей недопустим". Вообще-то говорить о "мгновенном распространении" взаимодействия с материалистической точки зрения совершенно нелепо. Хотя, если принять во внимание предположение Вейника о существовании частиц, не содержащих квантов хронального вещества, т.е. как бы "одновременно присутствующих" и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, то такое допущение со скрипом, но принять можно. Как это ни удивительно, но нашлось немало последователей теории "как бы времени" - "причинной механики", пытающихся по-мичурински скрестить странную "субстанциональность" времени с не менее странной теорией относительности. "Увлекательную осаду крепости по имени "ВРЕМЯ", которая ведется учеными и философами с использованием разнообразного арсенала современного знания", можно проследить хотя бы по номенклатуре книг и статей библиотеки "виртуального Института исследований природы времени". Как бы между прочим замечу, осаждая крепость, лихие "ученые и философы" так "увлеклись", что просмотрели отсутствие одной стены и проторённую дорогу внутрь... В обширной электронной библиотеке сайта института Вейник не упомянут ни единым словом! Парадоксально другое, не исключена возможность, что они действительно добьются успеха (математика может абсолютно всё и даже больше) [15]: "Возникновение в рамках козыревского подхода силы причинности и других менее исследованных явлений приводит к возможности целого ряда физических эффектов, на первый взгляд, не имеющих отношения к проблеме времени как таковой. Развитие подхода позволит по-новому взглянуть на широкий круг задач, от биологии до космологии". Думается, гораздо большего "физического эффекта" можно было бы достичь, если козыревскую причинно-следственную механику рассматривать как описание взаимодействия двух тел (объектов, систем) по Вейнику. Причина - первое тело в состоянии перед началом взаимодействия со вторым телом. Следствие - второе тело в состоянии после окончания взаимодействия с первым телом. Причинно-следственная связь - это и есть сам процесс взаимодействия. Естественно, что два тела исходно имеют границу раздела, т.е. отделены друг от друга "бесконечно малым промежутком в пространстве". Кроме того, никакое взаимодействие не может длиться мгновенно... Одно делим на другое, вот Вам и знаменитая козыревская С2. Л.С. Шихобалов, более или менее трезво оценивая ситуацию, успокаивает активных последователей Козырева [14]: "Теория Козырева, предполагающая наличие у времени наряду с длительностью дополнительных (физических) свойств, не может оказаться ошибочной, она лишь рискует оказаться избыточной. Действительно, если реальное время всё-таки никакими свойствами кроме длительности не обладает, то, положив в уравнениях этой теории все характеристики, отвечающие дополнительным свойствам, равными нулю, мы получим теорию, предполагающую наличие у времени единственного свойства - длительности". И только Вейник понял истинное значение работы ленинградского астронома в этом направлении - экспериментальное доказательство того, что время (точнее хрональное вещество) материально, не понарошку, по-релятивистски, а взаправду [6, стр.332]: "Исходный импульс для экспериментов я получил от Н.А. Козырева, который наблюдал в телескоп звезду Процион, но не в том месте, откуда кажется, что исходит видимый свет, а в том, где она фактически находится в данный момент с учетом скорости распространения света, а также скорости и направления движения звезды. Мне с самого начала было ясно, что Н.А. Козырев имел дело с каким-то невидимым излучением, скорость распространения которого многократно превышает скорость света. Результаты экспериментов Н.А. Козырева с этим излучением навели меня на мысль, что оно имеет хрональную природу". "Большого внимания заслуживают замечательные опыты Н.А. Козырева. Эти опыты поддаются всестороннему объяснению с позиций ОТ даже в той части, где они не удаются их автору... Как бы там ни было, а Н.А. Козырев - это первый ученый, который обратил внимание на необходимость серьезно изучать физическое содержание понятия времени, но и предложил для этой цели какой-то теоретический и экспериментальный аппарат" [6, стр.230]. Вейник дал великолепную оценку научной интуиции Козырева, тем не менее следует отчётливо понимать разницу между "субстанциональностью" времени по Козыреву и хрональным веществом Вейника! Время Козырева никогда не будет проявлять себя истинным веществом. Повторяя или развивая его опыты экспериментаторы обязательно будут что-то обнаруживать, но всегда наперекосяк и вопреки традиционным понятиям, что с неизбежностью приведет к большим трудностям, связанным с необходимостью подгонки (модернизации) "классических" теорий под результаты. Представьте себе, а ведь Вейник и Козырев работали с материальным временем параллельно! Но они никогда бы не смогли объединить своих усилий. Разногласия в технике преодолимы, но в мировоззренческих концепциях - никогда. Трудно дать истинную оценку творчеству Козырева, особенно, когда оно всё больше и больше скрывается под слоем "профессионализма последователей". Мне кажется, его идеи ни один теоретик толком никогда не пытался понять, впрочем, как и наследие Вейника. 5. Тела вне пространства и/или времени. Мысль о возможности существования материальных объектов вне пространства и/или времени естественным образом вытекает из теоретических предпосылок Вейника и не является совершенно абсурдной. Обсуждая этот вопрос, Вейник пишет [6, стр.252-253]: "Особого внимания заслуживают идеи Ньютона о порядке последовательности и порядке положения. При этом уместно обратить внимание на одну тонкость, которая касается разницы между этими двумя порядками. Суть дела заключается в том, что реальное время определяет хрональный потенциал, или хронал, а пространство есть вещество, мерой количества которого служит метрический экстенсор, или метриор. Это наделяет порядок последовательности и порядок положения определенными принципиально различными свойствами. Порядок положения имеет ту особенность, что в данной точке пространства одновременно может находиться только один метриант, принадлежащий некоторому телу. Другой метриант, принадлежащий второму телу, может попасть в эту точку лишь методом вытеснения, замещения. Что касается порядка последовательности, то хронал и ход времени могут иметь одинаковые значения у любого числа различных тел. Это значит, что в данной временной точке одновременно могут находиться многие тела. Однако если мы находимся на одном теле, а на втором ход времени ускорился, тогда мы будем видеть его будущее, а если замедлился, - то его прошлое в сравнении с нами. Обратная картина получается, если мы ускоряем или замедляем ход времени на своем теле, например, в каюте какого-либо устройства. Все это вносит в проблему порядка последовательности известную специфику и может быть положено в основу построения соответствующих "машин времени". Разумеется, о порядках последовательности и положения можно говорить применительно к телам, содержащим хрональное и метрическое вещества. Вне этих веществ не может существовать ни порядка последовательности, ни порядка положения. Иными словами, без хронального вещества тело существует вне времени, без метрического - вне пространства. Вневременность означает нескрепленность с хрональным веществом, независимость от времени, неподвластность времени, "размазанность" по времени. Внепространственность надо понимать как нескрепленность с пространством, независимость от него, существование параллельно, внутри пространства, "размазанность" по его объему, как отсутствие у тела свойств протяженности, размеров и массы и, вероятно, как вездесущность. В связи с этим возникает естественный вопрос, возможны ли в природе вневременные и внепространственные системы? А почему бы и нет? Ведь есть же ансамбли, которые не имеют в своем составе определенных квантов, например квантов электрического вещества; в частности, подобным свойством обладает фотон. Точно так же могут быть и ансамбли, не содержащие квантов хронального вещества, либо пространства, либо того и другого одновременно. В принципе все это легко себе представить, да и опыт говорит о том же. Такие ансамбли будут существовать вне времени и пространства, свойствами длительности и протяженности они обладать не будут, для них понятия порядка последовательности и порядка положения не имеют никакого смысла. Отсутствие протяженности делает соответствующие тела всепроницаемыми, а отсутствие массы устраняет запреты механики на слишком большие скорости и ускорения. Иными словами, вырисовывается возможность существования более тонких миров, чем наш, отличающихся экзотичностью свойств". "...Хочу обратить внимание на гипотетическую возможность существования тел, которые не содержали бы в своем составе хронального вещества. Ведь ниоткуда не следует, что все объекты обязаны содержать одновременно все вещества, имеющиеся в природе. Например, мы знаем несколько видов частиц, которые не располагают электрическим веществом, в частности к ним относятся фотоны. Эти частицы в принципе не могут обладать электрическими свойствами и способны общаться с электрическим зарядом только посредством универсального взаимодействия. Очевидно, что если бы тело не имело хронального вещества, то оно не обладало бы свойствами длительности и порядка последовательности. Такое внехрональное тело как бы "размазано" по времени нашего хронально-метрического мира. Для него могут быть одинаково доступными как наше прошлое, так настоящее и будущее. История человечества говорит о том, что внехрональные объекты в природе реально существуют. Например, об этом свидетельствуют многочисленные пророки, которые во все века точно предсказывали будущее. В общем случае можно предположить два варианта: либо они получают информацию от внехрональных объектов со стороны, либо у них самих в мозгу имеется какой-то механизм, обладающий внехрональными свойствами. Об этом же свидетельствует и тот факт, что поведение многих животных и растений точно согласуется с теми условиями, которые наступят в будущем. Например, птицы заранее знают, где вить гнездо у реки - вблизи или подальше от воды, чтобы весенний паводок не нанес вреда. Крысы заранее знают, когда потонет корабль и покидают его на предыдущей стоянке. Очень точно предсказывают погоду муравьи, пауки и т.д. Растения тоже многое предвидят. Например, некоторым из них для эффективного оплодотворения нужен холод. Поэтому весной они цветение начинают перед похолоданием, которое может заметно смещаться во времени; так поступают черемуха, сирень, жасмин, урюк и т.д. (между прочим некоторым животным, например слонам, тоже нужен холод для этих же целей - в причинах этого явления пусть разбираются биологи). Осенью растения, например деревья, ведут себя в биохимическом плане по-разному в зависимости от суровости предстоящей зимы. Эти и многие другие факты говорят о том, что видение будущего - это довольно широко распространенное свойство всего живого, необходимое для сохранения вида. И объяснить указанные факты ссылкой на инстинкт или на что-либо подобное невозможно. Гораздо естественнее выглядит хрональное объяснение феномена" [6, стр.512-513]. "Не менее экзотично должен выглядеть внеметрический мир, то есть мир, в котором отсутствует метрическое вещество. Очевидно, что у внеметрических - внепространственных - объектов не должно быть размеров (массы) и они могут вкладываться в наш хронально-метрический мир по принципу "размазывания". Явление размазывания может восприниматься нами как вездесущность. Не здесь ли берет начало известный эффект голографии, когда каждая малая часть объекта содержит все его характерные черты, но с уменьшением размеров малой части снижается интенсивность проявления этих черт, ибо уменьшается количество вещества, представляющего данный объект этой своей малой частью. Кстати замечу, что такой "размазанный мир" было бы неточно определять термином "параллельный мир" ибо быть параллельным - это значит быть рядом, а "размазанный мир" находится не рядом, но внутри данного. По той же причине не подходит и образ кукол-матрешек, которые вкладываются одна в другую. Поэтому точнее говорить "внутренний мир", либо "внеметрический (внепространственный) мир". В принципе внепространственных миров может быть много. Тогда в каждой точке нашего мира в общем случае может находиться несколько объектов, принадлежащих различным мирам. Сосуществуя друг в друге, все эти миры могут взаимодействовать посредством различных веществ, но могут и блокировать друг друга, не допуская взаимного проникновения, - все зависит от конкретных свойств миров и их объектов. Думаю, что внепространственные объекты должны обладать способностью самоконцентрироваться и самораспространяться. Внеметрические миры могут отличаться друг от друга природой входящих в них веществ, количествами этих веществ, их качеством (структурой) и т.д. Весьма вероятно, что существуют еще и неизвестные вещества, свойства которых мы не можем себе даже вообразить. Ведь о хрональном и метрическом явлениях совсем недавно мы тоже ничего не знали, а сколько нового и неожиданного они нам преподнесли. Наконец, можно представить себе мир без хронального и метрического веществ одновременно. Он должен сочетать в себе свойства двух предыдущих миров и существовать вне времени и пространства. Есть веские основания считать, что природа не лишена такого сверхэкзотического мира" [6, стр.514-515]. Техническое применение высказанных идей выглядит не менее привлекательно [6, стр.534-535]: "Нам хорошо известно понятие экранирования, изоляции. Например, изолировав электрически заряженное тело диэлектрик, мы лишаем это тело возможности проявлять в окружающей среде свои электрические свойства, при этом электрические заряд и потенциал самого тела сохраняются неизменными. Очевидно, что в принципе возможно более или менее успешно изолировать любое тело от проникновения через соответствующую изолирующую оболочку любого простого вещества. Такое тело будет сохранять внутри себя неизменными все свои свойства, сопряженные с этим веществом, и окажется неспособным проявлять эти свойства во внешнем мире. Это общий закон, справедливый для всех истинно простых явлений, он не может иметь исключений. Согласно ОТ, существуют истинно простые хрональное и метрическое вещества, сопряженные с одноименными явлениями. Следовательно, изолировав наше хронально-метрическое тело внехронально-внеметрической оболочкой, мы тем самым лишим его возможности проявлять вовне свои хрональные и метрические свойства, однако внутри тела хронал и размеры (масса), будут оставаться постоянными. Это значит, что наше изолированное тело будет вести себя как внехронально-внеметрическое, то есть как "размазанное" по … Продолжение »
|